Воскресенье, 19.11.2017, 00:18
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
физика [329]
ЕГЭ 11 класс [93]
КИМ, демонстрационные, экзаменационные варианты, спецификации
ЕГЭ 9 класс [63]
КИМ, демонстарционные, экзаменационные варианты, спецификации
кл. руководитель [93]
математика [28]
история [23]
география [151]
литература [9]
аттестационные работы, доклады [10]
учебники и учебные пособия [39]
Химия [3]
презентации [56]
начальные классы [6]
анимация [241]
технология [6]
рисунки [75]
рисунки для создания презентаций, дополнительных заданий, карточек
информатика и икт [16]
русский язык [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 292
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Файлы » методика » география

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы по географии 8 класс
Просмотров: 4351 | Загрузок: 0 <
02.12.2012, 15:30
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Восходовская вечерняя (сменная) школа при ИУ
Методическая разработка раздела образовательной учебной программы по географии 8 класс
«Внутренние воды и водные ресурсы»
Шабров В.П., учитель географии
МБОУ Восходовской вечерней (сменной)
ОШ при исправительном учреждении
первой квалификационной категории

Варнавино
2012 год

Методическая разработка
раздела образовательной учебной программы по географии, 8 класс,
«Внутренние воды и водные ресурсы» - 4 часа

Пояснительная записка
Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации», «Природопользование и геоэкология».
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, эколо-гизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.
Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии, С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
Тематическое планирование по курсу «Природа России» в 8 классе составлено в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по географии: программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений под редакцией Л.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2008г. и учебника «География. Россия. 8 класс», М., «Просвещение», 2008г.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
• овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного
приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использова-нию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Актуальность раздела
Раздел «Внутренние воды и водные ресурсы» изучается после разделов о рельефе и климате России. Главное преимущество России в «постнефтяной» период - водные ресурсы, по запасам которых она занимает второе место в мире. В современном мире необходимо знать не только зависимость водных ресурсов от рельефа и климата, но также определить потребности населения и промышленности в водных ресурсах.
Общеучебные умения, навыки, подходы и способы деятельности
Конструирование раздела основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культуро-логического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегрированного, комплексного,
системного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональнкраеведческой составляющих.
Интегрированный подход
Обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно - следственных связей, закономерностей. Реализация интегрированного подхода позволяет учащимся включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя общую картину мира.
Личностно - деятельностный подход
Обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно-важное значение географии.
Историко - проблемный подход
Дает возможность включить учащихся в решение географических про-блем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно- ориентированного содержания.

Организуя учебный процесс по географии в 8 классе обращаю особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
• познания и изучения окружающей среды; выявления при-чинно-следственных связей;
• сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
• ориентирования на местности, плане, карте: в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
• соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания сво-ейдеятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Учебно-методическая литература
1) Программы общеобразовательных учреждений по географии (Л.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М., «Просвещение», 2008г.)
2) Учебник «География. Россия. 8 класс» под редакцией А.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2008г.
3) География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя (В.В.Николина, М., «Просвещение», 2009г.)
4) География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителя общеобразовательных учреждений (Е.Е.Гусева, М., «Просвещение», 2012г.)

Значение темы в курсе географии
Водные ресурсы занимают одно из важнейших мест среди природных богатств России. Основной объем вод составляют их вековые запасы, заклю-ченные в ледниках, подземных водах, озерах и водохранилищах, которые остаются неизменными на протяжении многих столетий. Большие запасы воды содержатся в озерах, среди которых особенно выделяются уникальное озеро Байкал и крупнейшее в Европе Ладожское озеро.
Однако важнейшим источником удовлетворения разнообразных
потребностей человека в водных ресурсах являются не вековые запасы, а
ежегодно возобновляемые поверхностные пресные воды, в существенно
меньших размерах подземные пресные воды, используемые
преимущественно для коммунально-бытового и питьевого водоснабже-ния и частично — в промышленности (пищевой и медицинской), а также в сельском хозяйстве.
Ежегодный возобновляемый речной сток России — 4266 км2, в том числе местный сток (формирующийся на территории страны) — 4043 км2. Потенциальные ресурсы подземных вод России составляют 318 км2/год. Из них около половины (153 км2/год) приходится на эксплуатационные ресурсы. Разведанные запасы пресных подземных вод составляют 29 км2/год, из которых подготовлено к промышленному освоению более 20 км2/год.
По запасам доступных ресурсов пресных вод Россия занимает второе место в мире после Бразилии. Однако по удельной обеспеченности в расчете на 1 км кв. территории Россия занимает лишь девятое место среди десяти наиболее богатых водными ресурсами государств, немного опережая Канаду, а в расчете на одного человека находится на четвертом месте после Бразилии, Норвегии и Канады. Местный речной сток составляет в России 237 тыс. м кв/год (или 7,5 л/сек) на 1 км кв и 27 тыс. м кв/год на одного жителя. Но это — среднее значение, а основная масса стока приходится на азиатскую часть страны. В то же время основные хозяйственно освоенные районы европейской территории испытывают недостаток в воде. Особенно остро эта проблема стоит в южных районах, где речные воды расходуются и на орошение земель (в Предкавказье, Среднем и Нижнем Поволжье). Большой дефицит воды характерен для Урала, где находятся лишь верховья рек, а потребность в воде велика. Дефицит воды в значительной мере послужил побудительным мотивом создания искусственных водоемов для накопления и перераспределения стока во времени. С целью перераспределения стока в пространстве прокладываются каналы.
Перераспределение стока важно еще и потому, что поверхностные воды используются не только как источник водных ресурсов. Большое значение имеют гидроэнергетические ресурсы рек. На Волге, Каме, Енисее, Ангаре построены каскады ГЭС. В настоящее время свыше 80 крупных ГЭС на реках России вырабатывают свыше 170 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Многие реки и озера используются для судоходства, а реки — для лесосплава. В годы советской власти в Европейской России построены су-доходные каналы — Беломорско-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской, реконструирована Мариинская водная система, получившая название Волго-Балтийского канала.
Реки, озера, искусственные водоемы используются для рыбоводства и рыборазведения, для рекреационных целей. Таким образом, значение внутренних вод велико и разнообразно.
Изучение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» способствует:
• формированию целостного мировоззрения учащихся;
• развитию географических умений и навыков;
• имеет огромное воспитательное влияние;

Формирование мировоззрения

Изучение географии России в 8 классах направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся:
• любви к Родине;
• уважения к населяющим её пародам, их культуре и национальным особенностям;
• овладение географической информацией и понимание её значимости в современной жизни.
Особенности внутренних вод рассматриваются как условия жизни, быта и хозяйственной деятельности. Внутренние воды России следует рассмат-ривать
как общественно-территориальные системы, где равнозначны знания природного и социально-экономического компонентов. Географические знания лежат в основе формирования эмоционально - ценностного отношения учащихся к природе, социально - культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве.
Важнейшими знаниями раздела являются знания о месте внутренних вод в современном мире:
• представления об их особенностях;
• изменение вод вследствие антропогенных воздействий;
• пути решения проблем связанных с антропогенным воздей-ствием на внутренние воды России,

Развитие географических умений

Знания и умения рассматриваются во взаимосвязи. Особое внимание при изучении раздела уделяется следующей группе умений:
• общенаучные (работа с текстом, внетекстовыми компонентами учебника, тетрадью);
• интеллектуальные (умение анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, прогнозировать географические явления и объекты):
• практические (работа с атласом, графиками, моделями, диаграммами);
• оценочные (учатся давать оценки: пространственно-временные, эстетические, географические, нравственные).

Цели и задачи раздела

Образовательная: сформировать представление об особенностях внут- ренних вод на территории России; объяснять зависимость объекта от рельефа и климата
Развивающая: учить анализировать, уметь самостоятельно делать выводы, учить строить аналогию, развитие творческого воображения, самостоятельное обоснование учащихся удобства использования презентаций и работы с контурными картами.
Воспитательная: формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство гордости за природу России, экологическое воспитание, формирование навыков работы в группе, стабилизация само и взаимооценки.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия
и освоения учебного материала учащимися в соответствии
с возрастными особенностями
Учащиеся школы - вполне сформировавшиеся взрослые люди со своим мировоззрением, жизненными ценностями. Житейские принципы значительной части осужденных просты: «освободился - украл - сел» и т.д. Уровень развития большинства из них достаточно низкий, а многие вообще педагогически запущенны. Причины этого следует искать, прежде всего, в нашем обществе, так как зона является зеркальным его отражением. Побудительные причины, толкнувшие этих людей на преступление, следует искать не только в обществе, но и в семье, школе, окружающей действительности. У большинства учащихся реакция на свою родную школу явно негативная, чаще всего вспоминается самое плохое (вызов к директору, исключение из школы и т. д.).
Значительный отпечаток на психологическое состояние учащихся ока-зывает сама зона строгого режима. Это проявляется в отсутствии у значитель-ной части учеников взаимопонимания внутри класса, невысокая работоспособность и активность, связанная с учебным процессом в вечернее время. Часть учащихся – бывшие ученики вспомогательной школы. По уровню мотивации, развития памяти, мышления учащихся в классе можно разделить на две группы:
1-я группа - средний уровень развития (2-3 человека в классе);
2-я группа - низкий уровень развития (6-7 человек в классе).
Учащиеся первой группы осознают необходимость учебы и получения образования, но их познавательный интерес не стабилен. Они изучают материал тех предметов, которые считают интересными и важными для себя. Преобладает механическая память. Испытывают затруднения при анализе причинно - следственных связей. Способность их к абстрагированию небольшая. Они трудолюбивы и дисциплинированы, но не всегда.
Учащиеся второй группы почти не имеют познавательных мотивов. Преобладает кратковременная механическая память (запоминают яркие ис-торические события, и факты). Репродуктивный уровень мышления. Мало работоспособны. Речь устная и письменная плохо развита. Испытывают затруднения в изложении собственных мыслей.
Основной задачей учителя при работе с учащимися является создание психологического климата и настроя на учебу в классе, стимулирование учебной деятельности. Немаловажную роль играет здесь и воспитательный аспект педагогической деятельности учителя. Ведь недаром Л. Толстой сказал: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
Значительную роль в процессе обучения играет личность учителя, его педагогические убеждения, мировоззрение.

Ожидаемые результаты

В результате изучения темы «Внутренние воды и водные ресур-сы» ученик должен: знать/понимать
• содержание основных понятий и терминов: «болото», «губа», «гу-стота речной сети», «ледник», «многолетняя мерзлота», «наводнение», «падение и уклон реки», «питание реки», «подземные воды», «режим реки», «речной бассейн», «речная долина», «снеговая линия», «снежная лавина»;
• состав внутренних вод на территории страны;
• главные особенности крупных рек и озер России, их зависи-мость от рельефа и климата;
• образование и распространение многолетней мерзлоты и ее влияние на природу и хозяйственную деятельность человека;
уметь:
• называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты Рос-сии, районы распространения горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты:
• определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока;
• с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов;
• приводить примеры опасных природных явлений, связанных с вода-ми, мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
• для самостоятельного поиска географической информации вод-ных объектах России
• для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами
• для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях.

Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный - сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием ярких, красочных демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее (при необходимости воспроизводят полученные знания).
Репродуктивный - использую для применения знаний и умений по об-разцу. Например, самостоятельное задание - дать описание одного из видов внутренних вод России (это задание с использованием типовых планов, инструкций).
Метод проблемного изложения - использую для показа образцы доказательного решения проблемы. Формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение. Например: проблема рационального использования водных ресурсов.
Частично - поисковый - использую для приобщения учащихся к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.
Исследовательский - школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мыш-ления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.
Контроля и самоконтроля - индивидуальный опрос, устная про-верка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения практических работ.

Технологии обучения
• компьютерные технологии и метод проектов;
• технология исследовательского обучения;
• технология проблемного обучения;
• технология личностно - ориентированного обучения;
• технология групповой деятельности.

Активизация познавательной деятельности на уроках географии
через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного человека. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок и компьютеров оказывают большое влияние на восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ученика за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы учащийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, мною была поставлена задача решения проблемы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса к учебной деятельности у учеников. Анализ исследований ученых-педагогов (Б.Г. Ананьев. М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной практики, свидетельствуют о том, что у большинства учеников наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать спо-собы собственной деятельности при работе с географическими данными.
Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм обуче-ния, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвое-ния географических знаний, помогают распознать в каждом его индивиду-альные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убежден, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив передовой опыт учителей, я активно и целенаправленно направил свою дея-тельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности - обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ - компетентности.

В связи с этим определяются следующие задачи:
1. Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
2. Развитие общеучебных умений и навыков.
3. Содействие развитию ИКТ - компетентности.
4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию и личности.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятель-ности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.
Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Ком-пьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса гео-графическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота». В ходе урока ученики должны получить представления об основных видах внутренних вод, их особенностях и проблемах. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие - виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных водных объектах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализи-руют, высказывают свое мнение.
В результате - при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия:
1. зрительно-образное, связанное с фотографиями,
2. слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю,
3. дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно ис-пользовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-11 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему,
Я использую на уроках мультимедийные учебники по географии для 6-11 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Вторая форма работы - это применение ИКТ для организации само-стоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности уча-щихся по географии.
Также провожу уроки с использованием Интернет, т.е. с непо-средственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
• Знакомство со статистическими данными переписи населения.
• Обсуждение социальных проблем.
• Социологический опрос населения по данной проблеме.
• Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графи-ков в программе Excel
• Составление компьютерной презентации.
• Самостоятельное представление результатов исследования ра-боты на конференции.

Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:
• междисциплинарностъ - проекты включают несколько дисци-плин и требуют от учащихся поиска и соединения различных знаний;
• оригинальность - в основе проекта - нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
• технологичность - поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;
• завершенность - проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
Третья форма - это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересней, повышают мотивацию учеников, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

По моему убеждению, внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие воз-можности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необ-ходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Ученики становятся более активными, заинтересованными, равноправ-ными участниками процесса обучения. Они отходят от стандартного мышле-ния, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повы-шается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и не-традиционными методами и приемами обучения развивается образное, систе-матическое и логическое мышление. Использование такого подхода в препо-давании географии является важным средством для формирования у учащихся гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Календарно-тематическое планирование учебного материала по географии «Внутренние воды России»


урока Тематика уроков,
Количество часов дата Практические работы Домашнее за-дание Интернет-
Технологии на уро-ках

Тема 3. ПРИРОДА – 16 часов

Раздел «Внутренние воды и водные ресурсы» - 4 часа

Урок 24
Наши реки
Да, презентация
Урок 25
Где спрятана вода
Да, презентация
Урок 26
Водные дороги и перекрестки
Да, презентация
Урок 27 Внутренние воды Нижегородской об-ласти Да, презентация

Поурочное планирование

Урок 24. Наши реки
Цели урока:
1)Образовательные:
• Выявить особенности рек России
• Углубить знания учащихся о российских реках
• Раскрыть понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «па-дение реки», «угол реки»
• Показать влияние климата и рельефа на реки
• Формировать умение определения уклона и падения рек
2)Воспитательные:
• Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе
3)Развивающие:
• Способствовать развитию логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы
Основное содержание: питание и режим реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Учебная деятельность учащихся:
1. Актуализация опорных знаний: состав внутренних вод. Строение реки.
2. Беседа с использованием презентации «Наши реки»
3. Выполнение заданий учебника и презентации «Наши реки»
Практикум:
1. Обозначение на контурной карте крупнейших рек России
2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору)
3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт на с.115-117
4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России
Ценностный компонент урока: значение рек для хозяйства России и челове-ка
Оборудование: физическая карта России, компьютер, проектор, атла-сы, контурные карты, тетради, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Стихотворение зачитывает учащийся (Приложение, слайд 1,2,3)
Течет река издалека...
Течет река..., течет река...
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей. (Борис Заходер)

Вступительное слово учителя:

- Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока «Наши реки» (Приложение 1, слайд 4)
- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое внутренние воды, из каких частей состоит река, поговорим о том, как влияет климат и рельеф на харак-тер рек, познакомимся с основными показателями жизни рек
и выясним, как используются речные воды в хозяйственной деятельности человека.
- Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Чело-век не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отре-занными от выхода при обвале.
- В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится остров Гренландия.
- Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды су-ши.
- Давайте вспомним, какие внутрение воды вы уже знаете? (После устного ответа показать слайды 5,6 7, 8, 9)
- Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)
- Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат (приложение, слайд 10,)
- от климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова
- Питание реки обеспечивают дожди, тающие снега и ледники, а так же подземные воды (приложение, слайд 11)
- Режим реки – изменение во времени состояние реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды (объема стока в единицу времени), весеннее
половодье, замерзание, паводковый режим, твердый сток все это характе-ристики режима реки (приложение, слайд 12, 13).
- Скорость течения реки и особенности горных пород, слагающих территорию по которой протекает река, определяет величину твердого стока реки
Твердый сток – это переносимый водами реки твердый материал, есть у рек и химический сток, и биологический сток (приложение, слайд 14)
- Как можно измерить реку, каковы основные показатели рек?
- водоносность – количество воды в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна.
- Расход воды – количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.
- Годовой сток – объем воды, который проходит в реке за год

- Россия - страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна - миллионами квадратных километ-ров.
- Каковы особенности российских рек?
- Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бес-сточной области. (Приложение, слайд 15 – работа с картой, стр.117 учебника)
- Посмотрите на физическую карту России и скажите, как ограничиваются водоразделами эти бассейны (работа с атласом)
- Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он зани-мает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном - Обь
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана (работа с картой)
- Многие поэты посвящали свои стихи рекам, в них подчеркивается красота и могущество реки, влияние рек на эмоциональное состояние человека. (Приложение, слайды 16, 17, 18)

Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала - старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река. (Молчанов-Сибирский об Ангаре)

Обь родная - как еще теплее
О тебе в стихах сказать смогу?
Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом - вся блестя, зимой белея,
В твердом льду и в дымчатом снегу.

Лишь с весной освободятся воды,
Ты подъемлешь баржи, теплоходы,
Островами движутся плоты...
Города, поселки и заводы
На себе на север тащишь ты… (Пономаренко про Обь)

У тебя, краса - река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом (Л.Попов оЛене)

- Почему крупнейшие реки текут на север? (Большая территория. России имеет уклон к северу)
- Какие еще особенности имеет бассейн Северного ледовитого океана (работа с текстом учебника, стр.118)
- К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь (приложение, слайд 19)
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну Тихого океана (работа с картой)

- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекаюшие с восточных склонов хребтов.)
- Какие еще особенности имеет бассейн Тихого океана (работа с тек-стом учебника, стр.118)
- Реки бассейна Каспийского моря относятся к областям внутреннего стока. Это великая русская река Волга, Терек, Урал (приложение, слайд 20, 21, 22) Много стихов написано о великой русской реке Волге:

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еше ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами (Якушев Н.)

- Что характерно для рек, относящихся к областям внутреннего стока (работа с текстом учебника, стр.119)
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну внутреннего стока (работа с картой)

К бассейну Атлантического океана относятся Дон. Кубань, Нева (приложение, слайд 23, 24, 25)

Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя.
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли Московской.
Ивана-озера берет.(А.Софронов о Доне)
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну Атлантического океана (работа с картой)
- Итак, мы можем сделать вывод – от рельефа зависит направление и характер течения реки. Речные воды текут в соответствии с особенностями рельефа, прокладывая русла в разных горных породах
- Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее - это части реки, назовите их (главное русло, исток, устье, приток)

- В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные (Приложение, слайд 26)
- Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России - равнина)
- Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.
- Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описы-вает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов:

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

- Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки, знание которых очень важно для использования речных вод в хозяйстве
- Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах
- Уклон реки – величина отношения падения реки к ее длине
- Падение - это разница высот между истоком и устьем в метрах Н = HI - Н2, где HI - абсолютная высота истока Н2 - абсолютная высота устья.
- Реки, впадающие в море, имеют высоту устья Ом. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.
Решение задач на определение падения реки (Карточки с индивидуальным заданием на определение падения реки, уклона реки )
Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». После выполнения задания проводится самопроверка.

Карточка №1
Определить падение реки Волги.
Исток - Валдайская возвышенность - 300 м
Устье - Каспийское море - (- 28 м)
300 - (- 28) = 328 м.

Карточка №2
Определить падение реки Ангары.
Исток - озеро Байкал - 456 м
Устье - река Енисей - 76 м
456-76 = 380 м.

Капрточка №3
Определить падение реки Невы.
Исток - Ладожское озеро -4м
Устье - Финский залив - 0 м.
4 - 0 - 4 м

Карточка №4
Определить падение реки Лены.
Исток - Байкальский хребет - 930 м
Устье - море Лаптевых - 0 м
930-0 = 930 м

- Величина падения реки влияет на другую важную характеристику: уклон реки
уклон - отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) I = Н : L, где I - уклон; Н - падение; L - длина.
Решение задач на определение уклона рек Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». ». После выполнения задания проводится самопроверка.

Задание №1
Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

Задание №2
Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 =93 см/км

Задание №3
Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

Задание №4
Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м - 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93 000 : 4400 = 21,1 см/км

- Уклон реки в свою очередь, влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.
- Как вы считаете, может ли измениться уклон реки?
- Однажды так случилось, что уклон реки в определил судьбу епископа Иоанна.
Зачитывается отрывок из летописи: В одной из новгородских лето-писей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол. Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях стано-вится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

- А теперь поработаем с атласами и контурными картами
Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны: Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

III. Закрепление изученного материала:
- Установите соответствие:

Количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени
Годовой сток

Количество воды, которое протекает за год Падение

Отношение падения реки к ее длине Расход воды
Превышение истока над устьем, выраженное в метрах Уклон реки

- Проверим ваши ответы (Приложение, слайд 27)
- (Если останется время) Используя карты атласа, давайте дадим географическую характеристику реки Лены по плану:
1. Географическое положение,
2. Длина, высота истока и устья
3. Питание и режим
4. Неблагоприятные явления на реке и их причины
5. Хозяйственное использование

В заключение мне хочется показать вам еще несколько слайдов, которые сви-детельствуют о красоте и неповторимости рек. Каждая река уникальна и неповторима (приложение, слайд 28, 29, 30, 31, 32)

- Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке (приложение, слайд 33):

Речные реки текут в соответствии с особенностями рельефа, от рельефа зависит направление и характер течения

От климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, уста-новление ледового покрова.

Важные характеристики рек – расход воды, годовой сток, падение, уклон.

Расход воды – количество воды , проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.

Годовой сток – объем воды, который проходит в реке за год.

Падение реки - превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Уклон реки – величина отношения падения реки к ее длин.

Наши реки обладают значительными запасами воды, но неравномерным по сезонам стоком, неравномерно размещены по территориям, и большинство из них замерзает в зимний период.

Урок 25. Где спрятана вода
Цели урока:
• Раскрыть особенности озер, болот, подземных вод, ледников.
• Раскрыть проблемы внутренних вод России.
• Формировать умение работать с картами, таблицами
Основное содержание: Озера. Крупнейшие озера России. Типы озер. Болота. Верховые и низинные болота. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ледники. Охрана водных ресурсов.
Учебная деятельность учащихся:
1. Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника:
2. Работа с физической и контурной картами: выполнение задания 8 на стр.125 учебника
3. Усвоение объяснения учителя и работа с материалами презентации: «Озера. Подземные воды и болота. Вечная мерзлота и ледники»

Урок 26. Водные дороги и перекрестки
Цели урока:
• Раскрыть связь человека с реками
• Выявить значение рек в жизни общества
• Раскрыть значение водных путей в развитии страны
Основное содержание: причины, по которым люди издревле се-лились на берегах рек и морей. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Учебная деятельность учащихся:
1. Работа с текстом и иллюстративным материалом 26,
2. Работа с физической и контурной картами: определить, какие населенные пункты располагаются на реках, озерах или вблизи них; найти крупнейшие водохранилища, гидроэлектростации; нанести на контурную карту морские порты и т.д.
3. Работа по материалам презентации «Водные дороги и перекрестки»
4. Выполнение задания 14, стр.130 учебника – участие в дискуссии
Ценностный компонент урока: значение рек в жизни человека, значение водных путей России

Урок 27. Внутренние воды Нижегородской области
Цели урока:
• Дать общую характеристику различным типам внутренних вод Нижегородской области.
• Сформировать общие представления о типах, выявить особенности, дать оценку водным ресурсам Нижегородской области.
• Развивать способность учащихся к активной самостоятельной учеб-ной деятельности.
Основное содержание: Климатические условия и ресурсы. Волжская речная система, влияние климата, рельефа и деятельности человека, другие типы внутренних вод, строительство гидроэлектростанций, оползневые явления, причинно-следственные связи.
Учебная деятельность учащихся:
1. Работа с использованием презентации «Волжская речная система»
Ценностный компонент урока: значение рек Нижегородской области в жизни человека, значение водных путей Нижегородской области


Список литературы
1. Программы общеобразовательных учреждений по географии. Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М., Просвещение, 2008г.
2. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя (В.В.Николина, М., Просвещение, 2009г.)
3. География «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителя (Е.Е.Гусева, М., Просвещение, 2012г.)
4. А.Г. Стадник. «Современный урок географии» - М: Просвещение, 2001г.
5. И.И. Баринова, В.Я Ром. География России. Методическое пособие 8-9классы.
6. Ю.К. Ефремов. Природа моей страны, М., Мысль, 2002 г.
7. А.В. Румянцев. «Север Русской равнины», М., «Школьная пресса» 2004г.
8. Л.П. Каплева. Природные комплексы Таймыра, М., «Школьная прес-са» 2004г.
9. Л. Н. Полякова. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. Серия: Учебно-методический комплект УМК
10. Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко. Настольная книга учителя географии. 6-11 класс
11. Д. П. Финаров. Методика обучения географии в школе
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, М., Народное образование, 1998г.
Категория: география | Добавил: sveber
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]