Понедельник, 18.12.2017, 10:13
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Новости школы [13]
Официальные новости школы, объявления администрации
Новости науки [11]
Обучающиеся о школе [2]
Отзывы обучающихся о школе, учителях и .т д.
Новости образования [396]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 292
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Главная » 2013 » Январь » 14 » Минкультуры опубликовало список 100 фильмов для школьников
12:06
Минкультуры опубликовало список 100 фильмов для школьников

Инициатива Никиты Михалкова ввести в школах курс кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей, - в первые дни Нового года получила продолжение. На сайте Министерства культуры размещен список из ста фильмов, которые рекомендованы для просмотра в школах.

С осени прошлого года в Интернете - и на сайте Минкультуры, и на сайтах многих СМИ - шло активное обсуждение этой идеи. Люди писали о том, какие фильмы необходимо включить в этот список. Одновременно возникло множество вопросов: где взять такое количество квалифицированных преподавателей, так хорошо знающих киноискусство и его историю, где добыть необходимое техническое оборудование, кто возьмет на себя тиражирование рекомендованных фильмов? Найдутся ли немалые средства, необходимые для всего этого? А главное - как "раздвинуть" и без того перегруженное расписание школьников, чтобы найти время и для коллективного просмотра картин, и для их серьезного обсуждения? Чем в этом расписании можно еще пожертвовать, если и так до предела ужаты уроки литературы, музыки, рисования? И стоит ли жертвовать?

Cписок фильмов, которые рекомендованы к просмотру в школах

Вопросы резонные. Особенно неясной кажется проблема педагогов: знатоков кино, способных работать с детьми, для всех школ не хватит даже в Москве и крупнейших мегаполисах, не говоря о бесчисленных малых городах и поселках, где живет значительная часть населения России.

Вопросы представлялись столь серьезными, что никто пока не рискнул дать на них сколько-нибудь внятный ответ. Но без такой ясности самые благие пожелания нереалистичны и потому бесперспективны.

Есть вопросы и к опубликованному списку. Первый и главный: стоит ли вновь городить непроходимые барьеры между историей российского и мирового кино? Ведь поначалу в этих пожеланиях имена Феллини или Куросавы фигурировали рядом с именами Эйзенштейна, Ромма или Калатозова. И это правильно, потому что без понимания художественных идей на глобальном уровне невозможно научиться "читать" само это искусство - кино. Минкультуры, правда, обещает, оформив юридические тонкости, предложить список еще из сотни фильмов - зарубежных. Но тогда проблема реалистичности идеи станет еще острее: двести фильмов - это, навскидку, примерно неделя непрерывного, без сна и обеда, просмотра, - ее уж точно никто не найдет.

В опубликованном списке очень - возможно, слишком - ощутимо влияние сугубо академического киноведения. Да, конечно, хорошо бы школьникам охватить своим вниманием все наше кино, начиная с его первых шагов. Да, любопытно посмотреть, с каких азов начиналась, скажем, наша анимация. И все-таки включать в список рекомендованных картины Старевича, Перестиани или даже "Понизовую вольницу" - самую первую немую ленту, имеющую чисто музейное значение, в ущерб многим шедеврам мирового кино, кажется, не слишком рационально. Такой чрезмерно "научный" подход способен засушить идею на корню.

Да и отечественные фильмы в списке подобраны скорее по признаку формального "представительства" от крупнейших течений и имен нашего кинематографа, чем согласно их социальной роли, способности вернуть детям ощущение истории не кино, а - страны и общества. Отлично, если ребята посмотрят "Обыкновенный фашизм" и "Покаяние". Но почему в списке есть "Морозко", - сказка, которую дети и так смотрят по ТВ, но нет, скажем, важнейших для своего времени фильмов "Тема" и "Прошу слова" Панфилова? И нужно ли для формального знания истории кино обязательно смотреть "Месть кинематографического оператора" или "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", но не смотреть, скажем, "Плюмбум" Вадима Абдрашитова - "подростковую" картину, которая со временем становится только актуальнее? И не отвратит ли от Пушкина фильм 1916 года "Пиковая дама", который, хоть и снят самим Протазановым, но смотреть трудно даже искушенному любителю раритетов?

Вообще, такой "историографический" подход кажется наименее плодотворным, если мы хотим учить детей "считывать" с экрана не достоинства монтажа, а тот общественный посыл, которым рождены лучшие фильмы. Кино, конечно, предстает в своем развитии, но оно здесь не воспринимается как способ осмысления общественных процессов и человеческих отношений. И в этом смысле совершенно невероятным представляется тот факт, что последний по времени фильм в списке снят в 90-х, и что в нем полностью отсутствует современное кино. Конечно, школьники и без помощи взрослых успешно и навсегда портят свои вкусы просмотром какого-нибудь "Того самого Карлосона", но хорошо бы, в противовес, показать им "Возвращение" и "Елену " Андрея Звягинцева, и современное прочтение "Бориса Годунова" в фильме Владимира Мирзоева, и картины Алексея Попогребского, и "Искупление" Александра Прошкина, и "Орду" Прошкина-младшего, и "Анну Каренину" Сергея Соловьева...

Пока обнародованный Министерством культуры список, хоть и содержит много важных и необходимых в таком деле названий, страдает формальностью и, я бы сказал, музейностью. В таком собрании фильмов не чувствуется движения никакой мысли, кроме историографической, и нет иного подхода, кроме архивного. Такое ощущение, что его составляли, бесстрастно перебирая карточки каталогов, но без той живой любви к живому искусству, научить которой мы надеемся школьников.

Конечно, когда-то нужно делать первый шаг. Будем считать, что он сделан - на уровне еще совсем не обдуманной, но уже - идеи. Пора перейти к обсуждению способов ее воплощения, и "РГ" приглашает практиков кино и школ принять в этом обсуждении живое участие.

Категория: Новости образования | Просмотров: 584 | Добавил: aleksdom | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]