Суббота, 16.12.2017, 23:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Помог ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 408
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бурный рост научной информации потребовал некоторой пере¬ориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. У любого учителя, приступающе¬го к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формирование?» 
Успех любой самостоятельной работы, как известно, во мно¬гом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовать свою деятельность. Поэтому учителю целесообразно в качестве первого шага раскрыть учащимся содержание основных видов само¬стоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации. Но вряд ли целесообразно уделять этому внимание на каждом уроке. Учитывая, что самостоя¬тельные работы на уроках применяются довольно часто, представляется правильным практикуемое во многих школах созда¬ние специальной памятки, где ненавязчиво даются некоторые реко¬мендации по работе текстом. 
Памятка работы с книгой
Книга является основным источником получения научной информации. Для плодотворной работы с учебником вам могут помочь следующие рекомендации:
1. Перед изучением незнакомого текста полезно составить мнение о его содержании, для чего нужно обязательно обратить внимание на заголовок, так как именно в нем часто определяется предмет обсуждения, полезно бегло просмотреть текст (обычно выделенные шрифтом правила и определения) и постараться увидеть излагаемую в нем идею. При знакомстве с новой книгой полезно предварительно ознакомиться с ее оглавлением и аннота¬цией.
2. Текст в учебниках часто требует неоднократ¬ного его прочтения. При первичном прочтении не нужно его заучи¬вать, нужно стремиться лишь понять его, увидеть схему рассужде¬ний. Поэтому при первичном чтении целесообразно выделять основ¬ные положения и их следствия, основные мысли и их обоснование: понятия, факты, законы, гипотезы, методы доказательства, выводы. Фиксацию основных положений можно осуществлять в уме фразами типа: «Так, это, видимо, здесь главное, а это просто дополни¬тельное пояснение». Пока не следует долго задерживаться на не¬понятных местах, а, отметив их, двигаться дальше. В противном случае труднее увидеть основную излагаемую идею и схему прово-димых рассуждений.
3. При повторном чтении внимание следует обратить на раз¬бор трудных мест и их запоминание. Для этого выясните смысл всех непонятных выражений, так как именно в них может оказать¬ся ключ к пониманию всего ранее не понятого материала. При раз¬боре трудных мест полезно пользоваться предметно-именным указа¬телем, оглавлением, словарями, полезно строить схемы, чертежи, графики, иллюстрирующие те или иные положения.
4. По завершении работы с текстом обратите еще раз внима¬ние на определения: подумайте, что будет, если из него выкинуть какое-либо выражение или заменить его, на ваш взгляд, равноцен¬ным. Обратиться к дополнительной работе с определениями необхо¬димо, так как именно они позволяют понять суть математической науки.
5. Для полного усвоения изучаемого материала необходимо выполнить ряд упражнений по данной теме, полезно самому приду¬мать вопрос. Полезно выяснить возможную связь дан-ного материала с ранее изученным.
Конечно, работа учителя по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы не ограничивается только созданием раз¬личных памяток. Например, можно проводить среди учащихся кон¬курсы на умение работать самостоятельно, которые могут сыграть роль дополнительного стимула для тренировки навыков самостоя¬тельной работы. Общая схема таких конкурсов следующая: прове¬ряется уровень сформированности отдельных навыков учебного тру¬да и затем определяется общий класс (разряд) подготовленности ученика к учебному труду. Эти конкурсы могут быть как простыми, так и более сложными. Например, к простым относится конкурс «Быстрей читать, писать, считать — залог в учебе первым стать», когда на каждое задание дается 3—5 мин и затем определяется объем выполненной работы. Конечно, в таких конкурсах целесообразно проводить только смысловое чтение, заставляя его участников пересказать содержание (сюжет, рассматриваемую основную идею и т. д.) того отрывка, который он успел прочитать за отведенное время. К более сложным относится конкурс на умение работать с незнакомым текстом, когда проверяется целый комплекс взаимных умений: скорость смыслового чтения, скорость письма, объем из¬ложения прочитанного текста и точность его изложения и т. д. Очевидно, что такие конкурсы могут быть различными и по содер¬жанию, и по форме, и по организации подведения результатов. В каждом конкретном случае учителю удобней самому определять детали проведения этих конкурсов.
Наряду с внеклассными формами работы учителя по формированию у учащихся навыков самостоятельного учебного труда большие возможности для форми¬рования требуемых умений имеются на самом уроке. Но для определения этих возможностей учителю полезно знать хотя бы некоторые общие положения о смысле и характере самостоятель¬ных работ. Раскроем наиболее главные из этих поло¬жений, учитывая, что навыки самостоятельного учебного труда фор¬мируются в конечном итоге только в процессе выполнения самостоя¬тельных работ.
Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выпол¬няемую без активной помощи «извне», когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднений и способы их устранения. Если в работах под руководством учи¬теля с его стороны постоянно осуществляется контроль за пра¬вильностью действий ученика и организуется помощь в устране¬нии возникающих у ученика затруднений независимо, быть мо¬жет, от того, осознал ли он причины возникших затруднений, то в самостоятельных работах ученик сам осознает характер выпол¬няемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и в целом сам организует свою дея-тельность.
Провести более четкую границу между самостоятельными ра¬ботами и работами, выполняемыми под руководством учителя, до¬вольно трудно. Но для практики знание этого вопроса не имеет существенного значения. Гораздо более важным представляется знание смысла использования самостоятельных работ при обучении.
Самостоятельная работа в обучении не самоцель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым услови¬ем развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учеб¬ного труда и т. д.
По своему дидактическому назначению их можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучаю¬щих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выпол¬нении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учетом этих ошибок. Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после, как правило, логически завершенных порций учебного материала и констатирования на ба¬зе этого широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать прежде всего на обучающих само¬стоятельных работах.
Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяться на разных этапах про¬цесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на, работах, выполняемых под руководством учителя. Как показывает опыт, на этапе осмысления (осознания) изучаемого материа¬ла самостоятельные работы на уроках могут занимать около 5—6 мин, на этапе формирования умений по применению изу-чаемого материала — до 10—15 мин, а на этапе формирования навы¬ков — до 30 мин. Целесообразность таких работ по времени выте¬кает из того, что за указанные промежутки времени чаще всего успевают «создать» тот запас ошибок, разбор которых позволяет еще раз переосмыслить изучаемый вопрос.
Естественно, что на разных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей: на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены преимущественно на понимание смысла и структуры изучаемых понятий; на этапе формирования умений по применению по¬лученных сведений самостоятельные работы направлены прежде все¬го на отработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они направлены уже на отработку быстроты выполняемых действий. Естественно, что и формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения на каждом из этих этапов обладает своей спецификой. На этапе знакомства с содер¬жанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные ра¬боты с текстом. Здесь же можно формировать умение выдвигать гипотезы и умение составлять планы по их проверке, заставляя уча¬щихся сверять свои предложения с тем, что содержится в тексте. На этапе формирования умений уже больше практикуется самостоя-тельная работа по работе с контурными картами и атласами. Здесь ученики приобретают конкретные умения. При отработке навыков учащихся уже можно тренировать в различных других учебных умениях. Очевидно, что совсем не обязательно отрабатывать сразу все умения, необходи¬мые в самостоятельной учебной деятельности учащихся, на одном уроке. Достаточно ограничиться каким-либо одним или группой умений. 
Организация самостоятельной работы на уроке требует от учи¬теля не меньшей подготовки, а даже большей, когда учебный материал он излагает сам. Если при этом он ставит задачу форми¬рования у учащихся навыков самостоятельной работы, то ему, как правило, нужно продумать и определить:
1. Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самосто¬ятельного изучения предмета, на которые можно обратить внима¬ние учащихся при выполнении именно этой работы.
2. Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной са¬мостоятельной работы.
3. Вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомст¬ва с новым материалом. Здесь же определяются те моменты урока, где можно подчеркнуть роль и значение тех или иных навыков са-мостоятельной работы. Например, при выполнении работ справоч¬ного характера уместно обратить внимание учащихся на пользова¬ние оглавлением, предметно-именным указателем, аннотацией, спи¬ском используемой литературы и т. д.
4. Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или ре¬продуктивного, или продуктивного характера, или заданий на пов¬торение, а также сопутствующие им умения самостоятельной ра¬боты.
5. Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки по¬лученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.
Планируя, например, самостоятельное изучение материала, учи¬телю полезно, выявив основные понятия и идеи, определить, ка¬кие из них дать в готовом виде и какие учащиеся должны полу¬чить в процессе самостоятельной работы. Так как к основным уме¬ниям самостоятельно работать с текстом относятся умение опреде¬лять исходные позиции и следствия, умение выделять главное и второстепенное, основные положения и сопутствующие разъяснения, умение видеть перспективы применения изучаемого материала и де¬лать соответствующие выводы по его содержанию, то учителю нужно тренировать учащихся в этих умениях, предлагая им задания таким образом, чтобы учащиеся, последовательно выполняя их, могли в некоторой степени воспроизвести содержание текста и осознать его, могли увидеть связи между отдельными положениями и т. д. При этом целесообразно выполнение следующих условий.
— Если материал совершенно новый и учащиеся не имеют соот¬ветствующей опоры для его изучения, то правомерен прием, когда учитель излагает учебный материал, а учащиеся самостоятельно его закрепляют, повторно воспринимая его по тексту, отыскивая непонятные места и приготавливая вопросы для последующего груп¬пового обсуждения.
— Если материал связан с предшествующим и если учащиеся, по мнению учителя, обладают знаниями и умениями для самостоя¬тельной его проработки, то учителю достаточно ограничиться либо введением в содержание изучаемого материала, либо изложением только основных, узловых его вопросов, т. е. показать только схему развертывания материала. 
— Если изучаемый материал тесно связан с имеющимися у учащихся знаниями и умениями, легко распределяется по отдельным заданиям, то такой материал можно использовать для самостоятель¬ной работы без всяких предварительных разъяснений. 
Учитель может комбинировать перечисленные приемы в зави¬симости от подготовленности учащихся. При этом важно не преуве¬личивать подготовленность учащихся, в противном случае мы можем получить результат, противоположный ожидаемому. В процессе же выполнения самостоятельных работ учащихся нужно ориентиро¬вать на выполнение той последовательности действий, которая ука¬зана в памятке работы с книгой.
Представляется правильным проводимое многими учителями поощрение учащихся за то, что они следят за ответами товарищей и рассуждениями учителя, замечая ошибки и задавая вопросы по непонятному материалу. Позволю себе по этому поводу привести пример из собственной ученической деятельности. На уроках физи¬ки, когда учитель показывал решение какой-либо задачи, у меня всегда возникали вопросы типа: «Почему он взял эту формулу, а не другую? Как догадаться, что нужно взять эту формулу?» Естест¬венно, что эти мучавшие меня вопросы я задавал учителю и на них однажды получил ответ: «Слушай, что ты все время придира¬ешься?» После такого осуждения я перестал задавать вообще ка¬кие-либо вопросы, а неудовлетворенность от уроков осталась до сих пор, хотя и прошло после окончания школы много лет. Видимо, учителю нужно собственным примером показывать, что критичес¬кое отношение к работе не придирка и счет личных обид, а необхо-димый и естественный элемент познавательной деятельности.
Конечно, для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам позна¬вательной деятельности, но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполняемых заданий, крите¬рии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. К таким безусловным критериям мож¬но отнести:
1. Соотношение результата с действительностью (иногда доста¬точно проверить только размерность именованных ответов, чтобы обнаружить существование ошибки).
2. Соотнесение полученного результата с данными условиями в задаче и сравнение его с первоначально ожидаемым результа¬том, это проверка просто из соображений здравого смысла.
3. Проведение выкладок в обратном порядке.
4. Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:
— все ли условия задачи использованы,
— не использованы ли для решения предпосылки, не вытекаю¬щие непосредственно из условий задачи,
— обоснованы ли все ссылки в решении и сделанные преобразо¬вания, в частности обеспечена ли равносильность выкладок,
— верны ли логические переходы (например, нет ли путаницы между необходимостью и достаточностью в задачах на доказатель¬ство) .
Продуктивность самостоятельной учебной работы зависит во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, клас¬сифицировать, систематизировать и строить различные схемы изу-чаемого материала. При этом целесообразно подчеркивать, что, например, построение таблиц, схем, графиков в ходе изучения ма¬териала позволяет увеличить объем запоминаемой информации (по сравнению с запоминанием на слух на 15—20%), что владение эти¬ми умениями позволяет в дальнейшем легче ориентироваться в сходной информации, легче ее усваивать и понимать. 
Вообще следует разъяснять учащимся, что успешность само¬стоятельной работы зависит от многих факторов. Например, умение самостоятельно добывать новые знания определяется свойствами памяти и мышления учащихся, их умственным развитием. Поэтому уверенное продвижение учащихся по пути познания невозможно без овладения некоторым минимумом фактического материала и т. д. При этом нужно обла¬дать также некоторым минимумом знаний и умений из области ло¬гики, так как, чтобы перейти к какому-либо умозаключению, обоб¬щающему выводу, необходимо наблюдение и сравнение фактов, ус¬тановление причинно-следственных и других логических связей, от¬деление наиболее существенного от случайного, абстрагирование от конкретного. Но чтобы логика в познавательной деятельности была эффективной, нужно знание языка теории и т. д.
Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевремен¬ного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окон¬чен процесс корректировки собственных знаний, когда, образно говоря, он еще не успел послать, быть может, ошибочную информа¬цию на хранение в память. Очевидно, что анализ самостоятельных работ должен носить обучающий характер, т. е. не просто конста¬тировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем что¬бы учащиеся смогли до конца понять вопрос, в котором сделали ошибки.
Анализ полезно начинать с общих замечаний: как в общем вы¬полнена работа, сколько отличных и плохих работ (без указания фамилий, так как самостоятельная работа не наказание, а есть своеобразная помощь учащимся в усвоении знаний). Затем отме¬чаются задачи, с которыми класс справился хорошо, и задачи, в кото¬рых сделаны наиболее типичные ошибки. Заканчивается анализ от¬ветами на индивидуальные вопросы учащихся.
Итак, мы рассмотрели некоторые направления работы учителя по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы. Думается, что мы можем считать нашу задачу выполненной, если мы смогли прояснить вопросы начального этапа организации деятель-ности учителя в этой области — области повышения продуктивности самостоятельных работ учащихся.
Об организации самостоятельных работ на уроках можно прочитать следующую литературу:
1. Крупская Н. К. О самообразовании. М., 1960.
2. АбузяроваС. И. Методы обучения и формирование позна¬вательных умений школьников.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980, с. 151 —154.
3. Буткин Г. А, Володарская И. А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980, с. 148—150.
4. Г р о м ц е в а А. К. Развитие методов обучения — необходимое условие подготовки учащихся к самообразованию.— В кн.: Проб¬лемы методов обучения в современной общеобразовательной шко¬ле. М., 1980, с. 154—155.
5. 3 а к и р о в Г. С. Формирование у учащихся сельских школ готовности к самообразованию.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980, с. 155—158.
6. К у л ь к о В. А. Методы обучения и формирование рациональ¬ных умений учебной деятельности учащихся.— В кн.: Проблемы ме¬тодов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980, с. 143--148.
7. Леонова П. И. Развитие читательской самостоятельности учащихся.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980, с. 189—191.
8. Сенько Ю. В. Стиль мышления и методы познавательной деятельности учащихся.— В кн.: Проблемы методов обучения в со¬временной общеобразовательной школе. М., 1980, с. 121 —128.
9. Унт И. Э. Повышение эффективности методов самостоя¬тельной работы учащихся.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980, с. 133—136.



Категория: Мои статьи | Добавил: aleksdom (26.01.2009)
Просмотров: 3268 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]