Четверг, 14.12.2017, 13:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Наш опрос
Помог ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 408
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Некоторые психологические аспекты организации деятельности учащихся на уроке
Влияние мотивов деятельности и эмоций.
• Установки (направленность) на полноту, прочность, точ¬ность запоминания материала вызывают определенные формы активной мыслительной деятельности, что приводит соответст¬венно к полному, точному, прочному запоминанию. Влияние этих установок на учащихся усиливается по мере овладения приемами мыслительной деятельности.
Для реализации данной закономерности мы производим опрос учащихся не только по изучаемой теме, но и по всему пройденному материалу. В этом случае у учащихся возникают установки на длительное запоминание. Это способствует длительному, прочному запоминанию изучаемого материала. Дальнейшее его сохранение в памяти обеспечивается еще и повторением. Формы опроса варьируются в зависимости от класса, урока, темы. Наиболее часто применяются следующие способы опроса:
 Тестирование. В тест включаются вопросы не только по изучаемой теме, но и по всему пройденному материалу. Для примера приведем текст теста, который мы проводим на уроке в 9 классе по теме «Закон Ома для участка цепи».
Пример теста.
1. Электрическим током называют:
А. Движение электронов по проводнику. 
Б. Движение заряженных частиц по проводнику.
В. Упорядоченное движение заряженных частиц по проводнику.
Г. Движение ионов по проводнику.
2. Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо:
А. Создать в нем электрическое поле. Б. Разделить в нем электрические заряды.
В. Создать в нем электрические заряды. Г. Среди ответов А-В нет правильного,
3. Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в металлах?
 А. Положительных ионов. Б. Отрицательных ионов.
 В. Положительных и отрицательных ионов. Г. Электронов.
4. В каких единицах измеряется сила тока?
А. В амперах. Б. В вольтах. В. В омах. Г. В килограммах.
5. Кто открыл закон Ома для участка цепи?
А. Ньютон Б. Кюри. В. Ампер Г. . Среди ответов А-В нет правильного,
6. В каких единицах измеряется напряжение?
А. В амперах. Б. В вольтах. В. В омах. Г. В килограммах.
7. При напряжении 15В в цепи протекает ток силой 5А. Каково сопротивление проводника?
А. 3 Ом. Б. 1/3 Ом. В. 45 Ом. Г. 0 Ом.
8. В каких единицах измеряется сопротивление проводников?
А. В амперах. Б. В вольтах. В. В омах. Г. В килограммах.
 «Лотерея». На отдельных листочках пишутся названия законов, формул, физических величин и т. д. по мере их изучения. Листочки сворачиваются и складываются в коробку. На уроке учащимся предлагается сыграть в «лотерею», т. е. вытащить вопрос на который они будут отвечать. За несколько правильных ответов учащемуся ставится положительная оценка. Несмотря на то, что учащимися в нашей школе являются взрослые люди, данный способ повторения пройденного материала вызывает большой интерес и активность со стороны учащихся.
 Физический диктант. 
• Материал относительно большого объема усваивается не¬охотно.
• На прочность усвоения учебного материала большое влияние оказывают мотивы деятельности учащихся, их интерес к изучаемой теме, к предмету, осознание значимости, важности данного материала, устойчивые интересы и потребности, положительные эмоции, возникающие при успешном усвоении материала, отрица¬тельные эмоции, вызванные переживаниями, чувством стыда или до¬сады на себя из-за невнимательности, временных неудач при выпол¬нении посильного задания.
Зависимость между пониманием и запоминанием
• Определенный уровень понимания материала — необходи¬мое условие его запоминания.
• Если материал плохо понят, то он усваивается формально, запоминается неточно, искажения не замечаются и часто возникает иллюзия запоминания и усвоения.
• Понимание затрудняется, если установка на полноту и точность запоминания появляется до осознания материала в целом. В остальных случаях установка на запоминание способствует лучше¬му пониманию.
Основная закономерность памяти и ее следствия
• (Закономерность Смирнова — Зинченко.) Учащийся может запомнить материал непроизвольно, если выполняет над ним актив¬ную мыслительную деятельность и она направлена на понимание этого материала.
• (Основная закономерность памяти.) Если соблюдаются два условия: учащийся выполняет над материалом активную мыслитель¬ную деятельность и эта деятельность способствует углубленному пониманию материала,— происходит успешное запоминание мате¬риала (произвольное или непроизвольное).
• Применение любого приема мыслительной деятельности в процессе изучения материала приводит к его эффективному усвоению.
Забывание. Повторение
• (Закономерность Эббингауса.) Забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы, минуты и даже секунды), а затем оно замедляется.
• Повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде.
• Рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.
Закономерности памяти
• Деятельность, осуществляемая на основе произвольного внимания, требует к себе значительных волевых усилий и быстрее утомляет человека, чем деятельность, выполняемая на основе послепроизвольного внимания.
• Внимание к деятельности может возникнуть и усилиться под влиянием одного или нескольких из следующих условий: а) от¬носительной интенсивности раздражителей; б) их относи¬тельной новизны; в) неожиданности их появления; г) контраста между ними; д) ожидания определенных событий или впечатлений; е) при наличии положительных или отрицательных эмоций (см. 11.3).
• Необходимыми условиями длительного сохранения послепроизвольного внимания являются: посильность выполняемой деятельности, наличие соответствующих знаний, умений и навыков.
• Достаточными условиями длительного поддержи¬вания внимания являются одно или несколько из следующих усло¬вий: а) выполняемая деятельность значима для человека; б) у него имеется чувство ответственности за ее успешное завершение; в) она совпадает с направлением постоянных интересов человека либо становится для него интересной хотя бы только в данный момент.
• Внимание к деятельности усиливается, если выпол¬няется хотя бы одно из следующих условий: а) имеют место актив¬ные умственные усилия; б) углубляется понимание соответствующего материала; в) возрастает уверенность; г) возникают новые идеи, от¬крытия.
• Внимание к деятельности ослабляется, если: а) задание непосильно; б) теряется уверенность; в) работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе; г) она сводится к однообразным операциям; д) исчезает интерес к ней; е) вы¬полняемая работа слишком проста.
• Внимание облегчается, если: а) мыслительная дея¬тельность сопровождается соответствующей моторной деятель¬ностью; б) объекты, которыми мы оперируем, воспринимаются зри¬тельно.
Закономерности восприятия
• Восприятие объектов облегчается, если они расположены в определенной, строго продуманной системе, требующей минималь¬ных усилий со стороны наших органов чувств. Восприятие объектов, расположенных хаотически, осуществляется неохотно и требует зна¬чительных волевых усилий.
• Предварительная подготовка к наблюдению, четко постав¬ленная задача, как и в какой последовательности вести наблюдение, прошлый опыт человека и его знания облегчают восприятие, делают его более богатым.
• Активная мыслительная деятельность в процессе наблюде¬ния приводит к более полному, богатому восприятию. При пас¬сивном созерцании объекта от внимания человека ускользают многие детали.
• Легче наблюдать единичные отличия среди многих черт сходства, чем наоборот. Различия между объектами (ситуациями) привлекают к себе внимание более, чем их сходство.
Закономерности мышления
• а) Последовательность рассуждений (А, В, С, ... М), повторяющаяся при решении однотипных задач, может «сверты¬ваться» до составной ассоциации (А; М), которая в дальнейшем, в случае необходимости, легко «развертывается» в первоначальную цепь рассуждений. 
• б) Если ассоциация (А; М) образована без промежуточных звеньев, то «вклинивать» их в дальнейшем между процессами А и М очень трудно.
• (Закономерность Гальперина.) Мыслительные операции можно целенаправленно формировать путем постепенного перехода от развернутых внешних действий, заранее запрограммированных и выполняемых в заданной последовательности, ко все более свер¬нутым умственным действиям.
• Активность мыслительной деятельности по ходу ознаком¬ления с материалом возрастает, если соблюдаются следующие условия: 
1) учащийся, ознакомляясь с материалом, одновремен¬но выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять дан¬ный материал; 
2) это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности; 
3) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема; 
4) этот прием соответствует содержанию материала и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность; 
5) материал не является чрезмерно легким.



Категория: Мои статьи | Добавил: aleksdom (26.01.2009)
Просмотров: 742 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]