Суббота, 18.11.2017, 00:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе?
Всего ответов: 1273
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Требования к личности воспитателя
Весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, по¬скольку он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни.
В условиях ВК этот фактор приобретает еще больший вес прежде всего потому, что крут лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания. Кроме того, воспитатель оказывает влияние на подростков, уже «зараженных» какими-то пороками, часто обиженных и раз¬очарованных в тех педагогах, с которыми сталкивались раньше.
В создании нравственной атмосферы в первичном кол¬лективе осужденных важное место занимает авторитет воспи¬тателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старше¬го, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы. Авторитет воспитателя
 складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоци¬ональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются прежде всего в повседневной деятельности, об¬щении с окружающими. Деятельность воспитателей ВК ори¬ентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств.
В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить пе¬ред собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению. В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков, несмотря на те сложности, которые сопровождают воспитательный процесс в условиях ВК.
Для воспитателя очень важно четко осознавать, что он предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом.
Успех в исправлении и перевоспитании осужденных несовершеннолетних зависит от глубины, устойчивости и уров¬ня достижений, к которым воспитатель стремится. Воспита¬тель, несмотря на все сложности воспитуемых, не должен дифференцировать конечные цели по отношению к каждому из них в зависимости от степени нравственной испорченности и характера совершенного преступления. Он должен руковод¬ствоваться в своей деятельности положением о том, что каждый оступившийся человек может вернуться к честной, нормальной жизни. Воспитатель должен постоянно стремиться к максимальному достижению наивысшей цели своей работы: возвращения всех осужденных к честной жизни в обществе.
Выполняя эту задачу, каждый воспитатель должен су¬меть подняться до уровня осознания государственной важно¬сти своего личного предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности. Именно в этом, видимо, и проявляется патриотизм как активное выражение любви к своей стране, готовности и желания бороться со всем, что мешает ее процветанию.
Перед ВК поставлены общие задачи и определены общие направления их решения. Разработка конкретных мероприятий по их выполнению, воплощению в жизнь является делом воспитателей. Об их способности проявить инициативу, искать и применять новые, более эффективные методы и пути реше¬ния воспитательных задач зависит успех дела исправления и перевоспитания осужденных несовершеннолетних. В этом не¬допустимым является проявление бюрократического стиля ра¬боты, склонности к схематизму, рутинерству.
Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распо¬ряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Теория и практика исправления и перевоспитания осужденных несовершеннолет¬них постоянно обогащается, возникают новые проблемы и новые пути решения старых. Успеха в профессиональной деятельности может достигнуть лишь тот, кто своевременно их использует. Не следует, конечно, усматривать новое в каждой возникающей идее. Воспитатель должен уметь осоз¬навать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоя¬тельность в ней. Это возможно только при условии профес¬сионального роста и совершенствования путем учебы, повы¬шения своей квалификации.
Очевидно, что воспитатели, не любящие своего дела, труда вообще, не могут достичь успеха в работе с осуж¬денными. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероп¬риятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, лю¬бовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.
А. С. Макаренко отмечал, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку и практика показывает, что лишь тот достигает успеха, кто объединяет усилия всех участвующих в воспитательном процессе. При достижении успеха каждый воспитатель должен отдавать себе отчет в том, насколько его успех зависит от коллектива, в котором он работает, от усилий других лиц, то есть он должен проявлять личную скромность и не приписывать себе одному все достиг¬нутые успехи.
Принадлежность воспитателей к числу лиц начальству¬ющего состава обязывает к смелости, честности, личному мужеству, бдительности, осмотрительности и осторожности в поступках и действиях, подчинению личных интересов инте¬ресам службы, готовности придти на помощь. Основные требования к работникам органов внутренних дел, а следова¬тельно и к воспитателям, изложены в Присяге рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Уставе внутренней службы, Дисциплинарном уставе органов внутрен¬них дел.
Особое значение для воспитателей имеют качества, от¬ражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный под¬ход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, тре¬бует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству осужденных, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.
Замечено, что в деле перевоспитания успех зависит от степени искренности в желании помочь, от меры уважения воспитателем человеческой личности воспитуемого. Поэтому для работы с трудными детьми, с правонарушителями нуж¬на большая чуткость, педагогический такт, наблюдатель¬ность, готовность придти на помощь, поддержать в трудную минуту.
Важнейшим качеством человека, занимающегося педаго¬гической деятельностью, является любовь к детям. На это обращали внимание многие из великих педагогов: А. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Так, например, Я. А. Коменский указывал, что главное в педагоге — человеколюбие, а
более всего любовь к детям 1 Не могут не взволновать своей ясностью и простотой утверждения Я. А. Коменского, что педагогами должны быть «самые лучшие из людей, выдающи¬еся своей нравственностью» 2, что они «должны быть живыми

образцами добродетели»3 , так как воспитывать необходимо «благим примером», «по образцу учителя» 4, и «опять-таки прежде всего и лучше всего примером» 5, именно потому «каждый сам должен быть таким, каким должен делать дру¬гих 6. И конечно, не могут никого оставить равнодушными слова великого педагога, высказанные четыре века назад, но нисколько не устаревшие, хотя может быть и кажущиеся в наши дни несколько наивными: «воспитатели должны быть ... избранными людьми, благочестивыми, серьезными, усердными, трудолюбивыми и благоразумными ... наставники должны быть достойные, совершенно беспорочные в глазах людей, серьез¬ные, все делающие с благожелательной строгостью; усердные, никогда не тяготящиеся своими обязанностями и не стыдящи¬еся их; неустанные в труде; наконец, благоразумные, ибо человеческие души — это Перотей (в переносном смысле — переменчивость, непостоянство, капризность — Л.Б.) и они превращаются в многообразных чудовищ, если их не пленить и не связать нерасторжимыми узами порядка» 7.
Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с осужденными, располагать их к себе. пользоваться их симпатией. Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния.
Воспитателей должны отличать и развитые интеллекту¬альные качества.
В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие ре¬шения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных послед¬ствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.
Деятельность воспитателей по исправлению и перевоспи¬танию несовершеннолетнего требует постоянного изучения лич¬ности воспитуемого, которое осуществляется в ходе работы, учебы, обыденной жизни. Успешному изучению личности осуж¬денного может способствовать наличие таких качеств у воспи-тателей как педагогическая внимательность, педагогическая на¬блюдательность и любознательность, профессиональная память.
Для правильного построения воспитательной работы од¬ного только знания того, каким человек является в настоящее время недостаточно. Необходимо предвидеть развитие тех изменений, возможность которых вероятнее всего для данного осужденного несовершеннолетнего. В противном случае вос¬питательная работа будет отставать от развития личности, не сможет предупреждать и направлять его. Это указывает на необходимость наличия в структуре личностных качеств вос¬питателей таких качеств, как способность к педагогическому анализу, педагогической зоркости, педагогическому прогнози¬рованию.
Воспитателям необходима высокая общая образован¬ность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован. Таково мнение одного из педагогов прошлого — А. Дистервега. «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать, воспиты¬вать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, образованным...» Всем известен тезис К. Маркса «... воспи¬татель сам должен быть воспитан» 2.
Педагог-практик А. С. Макаренко, испытавший на своем опыте значение личности воспитателя, пришел к неоспоримому
выводу, что в условиях работы с несовершеннолетними пра¬вонарушителями «... лучше совсем не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан». Он считал, что невоспитанные люди, в особенности воспитатели, только раз¬лагают коллектив: «никто так не вредил, никто так не сбивал в сторону налаженный годами коллектив, как плохой воспи¬татель» .
Разницу между хорошим и плохим воспитателем удачно показал Я. Корчак, подчеркнув именно наличие или отсутствие высокогуманных качеств: доброты, умения понимать детей, правильно строить с ними взаимоотношения, уважать в них личность , умения строить правильные взаимоотношения с коллегами, уважать в них опыт и знания . То есть отмечались качества культурного и воспитанного человека. Педагогическая деятельность самого Я. Корчака строилась на величайшей требовательности к себе как педагогу и всеобъемлющей любви к ребенку . Отсюда и вывод: «переждать — перетерпеть — значит победить» . Отсюда и убеждение, продиктованное безграничной любовью к детям — простить любого и в любом случае; все понимать — это все прощать .
Применительно к воспитателю ВК это положение может о означать, что педагог не должен делать скороспелых выводов, не спешить принимать решения, накапливать в себе негативное отношение, злость к осужденным, даже если они и не восп¬ринимают пока оказываемого на них воспитательного воздействия. Это может означать лишь одно: воспитывать можно и нужно лишь душевностью, пусть и строгим, требовательным, но сердечным отношением.
Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитан¬ников, а способствовать их росту и развитию личности.
Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выпол¬нения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудно¬стям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов. Без этого сила воли и настойчивость выливаются в конечном счете в упрямство и твердолобость, не совместимые с предназначением воспитате¬ля. Сила воли должна найти выражение в проявлении иници¬ативы, решительности, смелости в форме оправданного педа¬гогического риска и личного поведения в минуты опасности.
Настойчивость воспитателя, это, конечно же, не привер¬женность старой, отжившей точке зрения, а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, к борьбе за каждого оступившегося подростка.
Воспитатель должен проявлять себя как человек, обла¬дающий сильным характером, способный преодолевать сопро¬тивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.
И конечно же, необходима глубокая вера в возможность исправления, в свои силы и знания, чтобы быть способным оказывать воспитательное воздействие.
Воспитатели не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не дол¬жны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способст¬вовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и лич¬ной дисциплинированностью.
Подростки остро воспринимают наличие или отсутствие у воспитателей такого качества, как справедливость. Условия лишения свободы, прошлый опыт воспитанников еще более обостряют его восприятие. И они в числе лучших качеств воспитателей отмечают именно справедливость ,
В деле воспитания важное значение имеет эмоциональ¬ный фон деятельности воспитателей, который способствует тому, что воспитанники тянутся к своему воспитателю, если он жизнерадостен, оптимистичен. И напротив, трудно предпо¬ложить это по отношению к воспитателю, который всегда хмур, всем недоволен, постоянно брюзжит, раздражителен, невыдержан. Не случайно Я. Корчак отмечал: «не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребенка за то, что он есть то, что он есть, каким родился или каким его воспитала жизнь» . Первое, что должны видеть воспитан¬ники в своих воспитателях, — это доброжелательность, от¬зывчивость. Только в таком случае можно завоевать доверие и откровенность воспитуемых, столь необходимые в деле воспитания, и уж, конечно, совершенно недопустимым явле¬нием следует считать месть воспитателя за совершенное пре¬ступление или допущенное нарушение дисциплины.
Вся деятельность воспитателей должна носить мажорный тон, основанный на жизнерадостности и глубокой вере в исправление и перевоспитание каждого из осужденных, как бы ни был он запущен в педагогическом отношении.
Наличие большого количества отрицательных качеств у осужденного указывает на то, что они способны допускать различные проступки, проявлять в своем поведении устойчи¬вую отрицательную направленность, непонимание и неприятие предъявленных к ним требований. И в таких случаях воспи¬татели должны сохранять разумную невозмутимость, эмоцио¬нальную устойчивость.
В деле воспитания осужденных несовершеннолетних не когда удается достичь поставленной цели, часто приходится возвращаться к исходной позиции, но это не должно умень¬шать уверенности воспитателей, ослаблять силы, чтобы в случае необходимости начать сначала. Более того, воспитатели своей уверенностью должны вселять надежду в воспитанников, пробуждать их желание к активной деятельности по воспита¬нию своего характера и избавлению от вредных привычек.
Индивидуальных особенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этом каждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми осталь¬ными, и в зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личности в целом. Перечислять все из особенностей личности воспитателей нецелесообразно и нео¬существимо. Здесь выделяются ключевые звенья, которые наибольшим образом отражают духовный облик воспитателей и которые необходимо иметь в виду не только когда ставится вопрос о познании их, но и о воспитании характера, чему, как известно, первостепенное значение придавал А. С. Мака¬ренко.
В структуре личностной характеристики воспитателя вы¬делены такие основные компоненты как направленность, ин¬теллектуальные, волевые и эмоциональные черты. Каждое из этих звеньев распадается на ряд составляющих. Данная струк¬тура отражает стержневые черты без претензий на исчерпы¬вающую полноту.
Я. А, Коменский считал, что успех педагогической дея¬тельности основан на триединстве: уметь, мочь и хотеть осуществлять эту деятельность.
Что значит уметь? Уметь — это значит знать дело, т. е., как отмечал Я. А. Коменский, знать: 1) все цели своей про¬фессии; 2) все ведущие к ним средства; 3) все разнообразие метода .
Поскольку деятельность воспитателя носит педагогиче¬ский характер, это значит, что воспитатель должен иметь основательную педагогическую подготовку и понимать цели педагогической деятельности вообще и в условиях ВК в особенности.
Характер педагогической деятельности в известной мере зависит от особенностей воспитанников. Это обязывает вос¬питателя знать эти особенности и закономерности их развития. Для этого необходима соответствующая психологическая под¬готовка. Известный педагог И. Гербарт был убежден, что первая наука, которую должен знать воспитатель, есть пси¬хология, которая показывает всю совокупность возможностей человеческой души. К. Д. Ушинский подчеркивал, что воспи¬татель должен знать человека: каков он есть в действитель¬ности, со всеми его слабостями и во всем его величии, совсеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями... Он должен знать побу¬дительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих идей, историю развития всякой страсти и всякого характера .
Сказанное указывает на необходимость воспитателю иметь соответствующую подготовку,
Каждое из направлений деятельности воспитателя тре¬бует определенных знаний: это относится и к работе с коллективом, и к индивидуальной работе с правонарушителями.
Сочетание глубоких педагогических и психологических знаний является основой педагогического мастерства воспита¬теля. Именно педагогическая культура и образованность по¬зволяют с успехом осуществлять воспитание осужденных несовершеннолетних.
Воспитатель ВК выполняя свое назначение, должен знать не только, что следует предпринять в том или ином случае, какие меры следует применять, но не менее важно, как это сделать наилучшим образом. А это значит, что воспитатель должен быть вооружен знаниями методик. Это методики работы с коллективом, группами, методика индивидуальной работы.
Однако в деле воспитания одних только знаний недо¬статочно. Ибо знание при неумении его применять есть поло¬винчатое знание. (Я. А. Коменский). Воспитателю для успеш¬ного решения педагогических задач необходимо владеть и умениями, которые позволяли бы профессионально грамотно делать это.
Учитывая особенности несовершеннолетних, содержа¬щихся в ВК, их нежелание, во всяком случае на первых порах, поддерживать контакт с воспитателем, последнему необходи¬мо уметь видеть и уметь получать необходимую информацию, не прибегая к таким методам ее получения, которые дискре¬дитируют саму идею исправления,
Для воспитателя источниками информации могут служить документы: личное дело осужденного, дневник индивидуаль¬ной работы, рапорты лиц рядового и начальствующего состава, и пр.; события: приезд родителей, ссоры между осужденными, нарушения разного рода и пр.; люди: родители, сотрудники, осужденные.
Воспитатель должен уметь видеть в конкретной ситуации ее будущую сущность. Не случайно Я. Корчак указывал, что воспитатель должен уметь подняться «на высшую ступень понимания языка, шепота, улыбки, взгляда, жеста, слез рас¬каяния или слез бессилия» .
Без таких умений воспитатель, конечно, не сможет дать правильную оценку ситуации, выявить истинные мотивы пове¬дения осужденного.
На основании имеющейся информации воспитатель должен уметь поставить педагогические задачи, соотнеся их при этом с общими задачами развития коллектива, общими и частными целями воспитания. Важным качеством воспитателя является умение видеть перспективу развития личности каж¬дого осужденного и коллектива в целом.
Без умения предвидеть, прогнозировать возможное раз¬витие воспитательного процесса управлять невозможно. Я. Корчак отмечал, кто порядок в деле воспитания зависит от умения предвидеть. Предвидя, можно все предотвратить .
Качество управления воспитательным процессом в отде¬лении зависит от умения воспитателя учитывать возможности имеющихся сил, умения сосредоточить их в нужное время, определить главное направление деятельности в данный момент, правильно расставить участников воспитательного процесса.
Воспитателю необходимо уметь, воплощая свои замыслы, методически интересно работать. Для многих это является камнем преткновения. В особенности это относится к индиви¬дуальной работе. Здесь больше всего проявляется недостатков.
Педагогическая, воспитательная деятельность — совме¬стная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отно¬шения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном на¬правлении.
Одним из условий разумного воспитания является чут¬кость и умение воспитателя расположить к себе воспитанни¬ков. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитан¬ника, как холодность, отчуждение воспитателя.
Как уже отмечалось, одной из особенностей несовер¬шеннолетних, содержащихся в ВК, является их сопротивление, явное или скрытое, оказываемому на них воспитательному воздействию. Это неизбежно ведет к возникновению конф¬ликтных ситуаций. Поэтому для воспитателя очень важным является умение избежать конфликта. И это есть одна из важных составляющих педагогической мудрости.
Успеху дела способствует и умение воспитателя с вы¬соким педагогическим достоинством реагировать на оскорбле¬ния со стороны осужденных, а иногда и родителей, родствен¬ников, не опускаясь до мелкой мстительности.
Я. Корчак очень верно заметил, что на 30-40 ребят всегда будет один ненормальный или аморальный, один очень запущенный, один злой, один антиобщественный, со всем несогласный и всеми нелюбимый, один вспыльчивый, с нео¬быкновенно яркой индивидуальностью, и один болезненный или слабосильный1. Долг обязывает воспитателя уметь подав¬лять в себе чувство отвращения к личности запущенных подростков, забитых и неряшливых, нездоровых и изувечен¬ных, и подходить к ним с любовью, заботой, и оптимистиче¬ской гипотезой развития их личности.
При всех сложностях, в которых протекает воспитатель¬ный процесс в ВК, воспитатель должен уметь использовать весь арсенал средств, методов, приемов и форм педагогиче¬ского влияния на осужденных с целью их исправления и перевоспитания. При этом необходимо уметь соизмерять силу педагогического воздействия с особенностями личности осуж¬денного несовершеннолетнего.
Нельзя не учитывать в процессе работы с осужденными особенностей этой категории лиц, поэтому необходимо соблю¬дать должную осторожность и осмотрительность, не терять чувства реальной опасности. Но при этом воспитателю необ¬ходимо уметь найти способы организовать положительные силы подростков той группы, с которой он работает.
Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферу воспитан¬ников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания, поэтому необхо¬димо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.
Для воспитателя важно умение работать с группами, имеющими отрицательную направленность.
Воспитателю ВК, работающему в специфических усло¬виях, необходимо умение правильно сочетать требования за¬конности и педагогические методы воспитания.
В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неу¬дачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требова¬ния до конца.
Я. Корчак был справедлив, говоря, что наивен молодой воспитатель, думающий, что надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, сам он не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения, детей. Резуль¬татом такого влияния является, с одной стороны, приобретение воспитателями практического опыта, а с другой, накопление отрицательных качеств, которые находят свое выражение в профессиональной деформации личности воспитателя. Воспи¬тателю необходимо уметь контролировать уровень такого вли¬яния на свою личность и противостоять ее деформации.
Может показаться, что изложенные здесь требования к воспитателю чрезмерно велики. На это исчерпывающе ответил К. Д. Ушинский: «как бы ни казались обширны требования, которые мы делаем воспитателю, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела».1.
Нами рассмотрены лишь общие требования к лично¬сти воспитателя. Тем не менее, закономерен вопрос; как формировать, развивать умения, приобретать необходимые знания? Ведь не все из воспитателей имеют необходимую профессиональную подготовку. Памятуя об этом, мы обра¬щаемся к совету А. Писарева, который сделал удивительный и совершенный вывод; «Настоящее образование — есть только самообразование». 





Категория: Мои статьи | Добавил: aleksdom (26.01.2009)
Просмотров: 15416 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1  
я работаю в гимназии - интернате. мне очень понравилась эта статья, интересные вещи для себя узнала. спасибо автору.
Ответ: Большое спасибо, заходите к нам по чаще

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]