Пятница, 15.12.2017, 14:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Помог ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 408
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ
Влияние мотивов деятельности и эмоций
11.1. Установки (направленность) на полноту, прочность, точ¬ность запоминания материала вызывают определенные формы активной мыслительной деятельности, что приводит соответст¬венно к полному, точному, прочному запоминанию. Влияние этих установок на учащихся усиливается по мере овладения приемами мыслительной деятельности.
11.2. Материал относительно большого объема усваивается не¬охотно.
11.3. На прочность усвоения учебного материала большое влияние оказывают мотивы деятельности учащихся, их интерес к изучаемой теме, к предмету, осознание значимости, важности данного материала, устойчивые интересы и потребности, положительные эмоции, возникающие при успешном усвоении материала, отрица¬тельные эмоции, вызванные переживаниями, чувством стыда или до¬сады на себя из-за невнимательности, временных неудач при выпол¬нении посильного задания.
Зависимость между пониманием и запоминанием
11.4. Определенный уровень понимания материала — необходи¬мое условие его запоминания.
11.5. Если материал плохо понят, то он усваивается формально, запоминается неточно, искажения не замечаются и часто возникает иллюзия запоминания и усвоения.
11.6. Понимание затрудняется, если установка на полноту и точность запоминания появляется до осознания материала в целом. В остальных случаях установка на запоминание способствует лучше¬му пониманию.
Основная закономерность памяти и ее следствия
Запоминание называется произвольным, если наши усилия направляются намеренно поставленной задачей запомнить данный материал. Когда такая задача не ставится и материал запечатлева¬ется в памяти попутно, в результате какой-то другой деятельности, говорят о непроизвольном запоминании.
11.7.* (Закономерность Смирнова — Зинченко.) Учащийся может запомнить материал непроизвольно, если выполняет над ним актив¬ную мыслительную деятельность и она направлена на понимание этого материала.
11.7. (Основная закономерность памяти.) Если соблюдаются два условия: учащийся выполняет над материалом активную мыслитель¬ную деятельность и эта деятельность способствует углубленному пониманию материала,— происходит успешное запоминание мате¬риала (произвольное или непроизвольное).
11.7.** Применение любого приема мыслительной деятельности в процессе изучения материала приводит к его эффективному усвоению.
Забывание. Повторение
11.8. (Закономерность Эббингауса.) Забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы, минуты и даже секунды), а затем оно замедляется.
11.9. Повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде.
II.10. Рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНИМАНИЯ
Внимание называется произвольным, если оно поддерживает¬ся под влиянием сознательно поставленной цели и волевых уси¬лий; послепроизвольным, когда влияние сознательно поставлен¬ной цели сохраняется, а волевые усилия отсутствуют, и непроиз¬вольным, если внимание поддерживается без сознательно поставлен¬ной цели и без волевых усилий.
III. 1. Деятельность, осуществляемая на основе произвольного внимания, требует к себе значительных волевых усилий и быстрее утомляет человека, чем деятельность, выполняемая на основе послепроизвольного внимания.
111.2. Внимание к деятельности может возникнуть и усилиться под влиянием одного или нескольких из следующих условий: а) от¬носительной интенсивности раздражителей; б) их относи¬тельной новизны; в) неожиданности их появления;
г) контраста между ними; д) ожидания определенных событий или впечатлений; е) при наличии положительных или отрицательных эмоций (см. 11.3).
111.3. Необходимыми условиями длительного сохранения послепроизвольного внимания являются: посильность выполняемой деятельности, наличие соответствующих знаний, умений и навыков.
111.4. Достаточными условиями длительного поддержи¬вания внимания являются одно или несколько из следующих усло¬вий: а) выполняемая деятельность значима для человека; б) у него имеется чувство ответственности за ее успешное завершение; в) она совпадает с направлением постоянных интересов человека либо становится для него интересной хотя бы только в данный момент.
III.5. Внимание к деятельности усиливается, если выпол¬няется хотя бы одно из следующих условий: а) имеют место актив¬ные умственные усилия; б) углубляется понимание соответствующего материала; в) возрастает уверенность; г) возникают новые идеи, от¬крытия.
II 1.6. Внимание к деятельности ослабляется, если: а) задание непосильно; б) теряется уверенность; в) работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе; г) она сводится к однообразным операциям; д) исчезает интерес к ней; е) вы¬полняемая работа слишком проста.
III.7. Внимание облегчается, если: а) мыслительная дея¬тельность сопровождается соответствующей моторной деятель-ностью; б) объекты, которыми мы оперируем, воспринимаются зри¬тельно.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
IV. 1. Восприятие объектов облегчается, если они расположены в определенной, строго продуманной системе, требующей минималь¬ных усилий со стороны наших органов чувств. Восприятие объектов, расположенных хаотически, осуществляется неохотно и требует зна¬чительных волевых усилий.
IV.2. Предварительная подготовка к наблюдению, четко постав¬ленная задача, как и в какой последовательности вести наблюдение, прошлый опыт человека и его знания облегчают восприятие, делают его более богатым.
IV.3. Активная мыслительная деятельность в процессе наблюде¬ния приводит к более полному, богатому восприятию. При пас¬сивном созерцании объекта от внимания человека ускользают многие детали.
IV.4. Легче наблюдать единичные отличия среди многих черт сходства, чем наоборот. Различия между объектами (ситуациями) привлекают к себе внимание более, чем их сходство.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
V.I. Вероятность вспоминания теоремы, нужной для решения задачи, возрастает, если: а) теорема и данные задачи выражены в одних и тех же понятиях; б) искомые и данные задачи сближены анализом и синтезом настолько, что в оставшийся интервал как раз «укладывается» данная теорема, целиком заполняя этот интер¬вал. (Аналогично при этих же условиях возрастает вероятность вспоминания нужного определения, правила, закона, способа реше¬ния задачи и т. д.).
V.2. а) Последовательность рассуждений (Л, В, С, ... М), повторяющаяся при решении однотипных задач, может «сверты-ваться» до составной ассоциации (Л; М), которая в дальнейшем,
в случае необходимости, легко «развертывается» в первоначальную цепь рассуждений. б) Если ассоциация (Л; М) образована без промежуточных звеньев, то «вклинивать» их в дальнейшем между процессами А и М очень трудно.
V.3. (Закономерность Гальперина.) Мыслительные операции можно целенаправленно формировать путем постепенного перехода от развернутых внешних действий, заранее запрограммированных и выполняемых в заданной последовательности, ко все более свер¬нутым умственным действиям.
V.4. Активность мыслительной деятельности по ходу ознаком¬ления с материалом возрастает, если соблюдаются следующие условия: 1) учащийся, ознакомляясь с материалом, одновремен¬но выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять дан¬ный материал; 2) это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности;
3) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема; 4) этот прием соответствует содержанию материала и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность; 5) материал не является чрезмерно легким.
Дидактическое правило. Сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся по ходу ознакомления с материалом. Только после уяснения учащими¬ся этого задания им предлагается читать соответствующий па¬раграф учебника, слушать объяснения учителя или вызванного ученика.
ЗАКОНЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. При выполнении учебных задач мыслительная деятельность учащихся различного уровня развития протекает в соответствии с одними и теми же психолого-дидактическими закономерностями. С возрастом и развитием учащегося изменяется лишь мера зави¬симости мыслительной деятельности от условий, указанных в этих закономерностях.
2. Деятельность учащегося — основа всего учебно-воспитатель¬ного процесса, основа всех процессов, протекающих в сознании учащегося при выполнении учебных задач.
3. Если учебная деятельность выполняется путем активных мыс¬лительных усилий и при этом достигается отчетливое понимание изучаемого материала или решаемой задачи, то такая деятельность становится для учащегося все более интересной и привлекательной.
Отсюда вывод. Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, необязательно подбирать какой-либо особо интересный материал. При изучении любой темы достаточно добиться активной мысли¬тельной деятельности учащихся над изучаемым материалом. Усло¬вия активизации мыслительной деятельности перечисляются в зако¬номерностях 1.9; V.4 и др.







Категория: Мои статьи | Добавил: aleksdom (26.01.2009)
Просмотров: 3288 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]