Понедельник, 18.12.2017, 10:07
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 532
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Учебник как зеркало российского образования
Он и просвещает, и воспитывает, и указывает дорогу к Истине

Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебное книгоиздание должно быть своеобразным зеркалом всех перемен, происходящих в школе.
Такова главная мысль обсуждения, которое состоялось на первом заседании общественного Совета по проблемам учебников для общеобразовательной школы при издательстве “Просвещение”.
В состав совета, созданного в мае нынешнего года, входят представители органов управления образованием, ученые, депутаты Госдумы РФ, издатели из России и СНГ. 

От меркантильности – к космической эволюции

Каким должен быть учебник XXI века? По мнению генерального директора издательства “Просвещение” Александра Кондакова, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо спрогнозировать, каким набором базовых компетенций должен обладать выпускник школы через 10–15 лет, чтобы нормально существовать в этом мире. Бурное развитие процессов глобализации потребует от людей нового поколения знания иностранных языков, информационных технологий, а также определенных личностных качеств: коммуникативности, толерантности, терпимости, уважения к чужому мнению, культуре и традициям других народов.
Не случайно член-корреспондент РАО, экс-директор издательства “Просвещение” Дмитрий Зуев значительную часть своего доклада на тему “Проблемы школьного учебника. Философия. Теория. Практика” посвятил воспитывающей роли учебника. По убеждению Дмитрия Дмитриевича, невыученный, непонятый урок, непосильный для восприятия учебник – одна из причин разлада в семье, путь к детской трагедии. Итогом познания должно быть восхождение к духовно-нравственному совершенству, а цель учебного книгоиздания – помочь ребенку подниматься по лестнице знаний к этой вершине.
Правда, эта благородная миссия не выполняется современным образованием, которое, по словам Дмитрия Зуева, позволило подчинить себя суетным, сиюминутным задачам “текущего момента”. “Меркантильные по сути своей цели образования настойчиво прививают молодым людям стремление к материальным благам, к самоутверждению, прежде всего в сфере материального благополучия, зачастую в ущерб своему духовному развитию”. Этой цели до последнего времени служит и учебная книга, которая все дальше уходит от творческого раскрытия самобытной природы ребенка, направления его на служение Добру и Справедливости.
Выход из создавшейся ситуации бывший директор издательства “Просвещение” видит в глубоком научном анализе издаваемой учебной литературы с учетом современного представления о мировой космической эволюции.

Учебник в море информации

Но кроме высоких нравственных задач учебник напрямую связан с содержанием образования и всеми инновационными процессами, которые происходят в этой сфере. Изменения эти, как считает А.Кондаков, носят революционный характер, а объем информации удваивается каждые десять лет. В своем выступлении Александр Михайлович процитировал определение учебника, которое дал когда-то Ленин: “Это хорошая, популярная литература, отстоявшаяся и выверенная временем, не меняющаяся в основе своей многие годы, четко определяющая основные знания по данному предмету – вот что такое учебник для народа, учебник, доступный каждому”.
И сегодня у старых учебников, написанных известными авторами: Перышкиным, Коровкиным, Баранским – немало поклонников, убежденных в том, что эти книги, созданные полстолетия назад, лучше новых. Но можем ли мы в XXI веке позволить себе не меняться? Или учить историю по учебникам хотя бы десятилетней давности? (Кстати, вспомнивший опыт советского периода Д.Зуев предложил издавать стабильный учебник по истории один раз в четыре года, а в приложение к нему ежегодно печатать вкладыш, в котором «нашлось бы место для очередного “тяжеловеса” и жаждущего увековечить себя в истории “киндерсюрприза”».) 
Член-корреспондент РАО Давид Фельдштейн с сожалением констатировал тот факт, что наши авторы продолжают писать учебники для детей 70–80-х годов. Сегодня ученые РАО работают над проблемой психолого-дидактических оснований учебной книги, но один из аспектов исследования выделяется особо – это огромный информационный прессинг, который оказывают на ребенка СМИ, ТВ, видеорынок, интернет. 
Как сочетать учебник с другими видами информации и какое место занимает учитель в этом информационном пространстве – рассмотрению этого вопроса участники общественного Совета уделили серьезное внимание.

Бессмертная книга

По мнению Д.Зуева, задача учебника – отразить стандарт той или иной образовательной области, остальное содержание во всем его богатстве и разнообразии неизбежно остается за рамками учебной книги. Отсюда – идея учебно-методического комплекса, зародившаяся в середине 80-х годов и нашедшая свое воплощение в последнее десятилетие. Сегодня ни один уважающий себя издатель не выпустит учебник без сопровождающего его комплекта – методических пособий для учителей, рабочих тетрадей для школьников, хрестоматий, задачников, справочников и т.д. Рождаются все новые и новые серии, такая, например, как “Школьная программа” по курсу литературы, выпускаемая “Дрофой”: она содержит тексты тех или иных произведений, материалы о биографии и творчестве писателя, оценку критиков, анализ произведений и т.д. 
Все чаще издатели приходят к выводу о необходимости издавать учебники, адресованные группе учащихся с определенными запросами и способностями. В “Вентане-Граф” разработана серия пособий для подготовки малышей к школе, в том числе леворуких и... непосед. 
В “АСТ-Пресс” планируют издавать учебники для “крепких середняков”, которые, может быть, звезд с неба не хватают и в интеллектуальную элиту никогда не выбьются, но в будущем обещают стать хорошими хозяйственниками, организаторами – словом, полезными членами общества. Однако в классе такие ребята часто чувствуют себя неуютно, испытывая комплексы из-за того, что не справляются со школьной программой. Чем обернется унижение человеческого достоинства с детства – вопрос риторический.
А в “Просвещении” намерены выпустить учебники по физике, химии, биологии для учащихся гуманитарных классов. 
Не случайно издательства, которые специализируются на выпуске учебной литературы, сегодня сравнивают с творческими лабораториями, на базе которых создаются учебники нового поколения – многофункциональные и в то же время адресованные каждому ребенку. 
С точки зрения начальника Главного управления образования Самарской области Ефима Когана, в эпоху информационного бума учебник должен быть не “упаковкой содержания”, а средством, с помощью которого достигается поставленная перед образованием цель. А эта цель может быть весьма меркантильной и конкретной (набор ЗУНов), что само по себе не страшно, если сочетается с осуществлением воспитательных задач. 
Именно по этой причине, как считает Александр Кондаков, “роль учителя в информационном обществе неизмеримо возрастает, поскольку он является носителем моральных, нравственных, общечеловеческих ценностей”.
По убеждению cпециалистов, на первом этапе компьютеризации школ необходимо заинтересовать учителей информационными технологиями, стараясь максимально учесть их культурный уровень и возрастные особенности. Есть смысл и в применении материальных стимулов – например, в повышении квалификационного разряда за определенные достижения в этой сфере. Такой опыт уже имеется в Эстонии, планируется применить его и в Якутии.
Когда педагоги осознают, что компьютерная техника может стать их союзником на уроке и расширить возможности в изучении той или иной дисциплины, получение новых знаний и навыков не покажется им излишней нагрузкой и досадной тратой времени.
Однако строить прогнозы по поводу того, вытеснит ли электронная книга “бумажную” и когда это произойдет, – дело неблагодарное.
Можно вспомнить слова академика Д.Лихачева о том, что “книга никогда не потеряет своего значения для человечества и никакие информационные технологии не смогут ее вытеснить или заменить”. Может быть, Россия в отличие от европейских стран пойдет “другим путем” и надолго сохранит книгу как ценнейший элемент культуры в системе средств обучения?

И швец, и жнец...

Анализу преимуществ и недостатков электронных учебных пособий в сравнении с традиционными посвятил свой доклад ректор МИПКРО Алексей Семенов.
По его мнению, информационно-коммуникативные технологии дают больший простор для развития способностей ребенка, позволяют расширить его кругозор за счет самостоятельного поиска информации и тем самым стимулируют его активную позицию по отношению к учебе. В свою очередь педагог получает дополнительное время для индивидуальной работы с детьми.
Происходит все это благодаря особым возможностям компьютера, и прежде всего объему информации, которую он хранит в своей памяти. При некотором отборе можно уместить на один DVD все “бумажные” школьные учебники и учебные пособия. Как говорится, читальный зал “в одном флаконе”.
Что же сегодня записано на дисках, предназначенных для школьного образования?
Во-первых, это информационно-справочные источники: от классических произведений изобразительного искусства, географических, анатомических, ботанических, геологических атласов и определителей до небольших видеоклипов, демонстрирующих важнейшие исторические события и природные явления.
На том же компакт-диске можно разместить еще и множество компонентов среды, полезной ребенку в процессе обучения: текстовый редактор, среду для уроков черчения или несколько виртуальных лабораторий по различным разделам физики, химии, биологии, математики. Параллельно с опытами производятся необходимые измерения, вычерчиваются графики и т.д. Среди виртуальных лабораторий есть и такие, где ребенок может создавать красивый узор или мультипликационный фильм, осваивая при этом математику.
В памяти компьютера помещаются тысячи задач по физике и математике разного уровня сложности, что бывает необходимо для поступающих в вузы. Среди заданий могут встречаться тесты с выбором ответа, и здесь компьютер может замечательно проконтролировать правильность такого выбора, мгновенно проверить результат целой серии тестов и подвести итоги.
К сожалению, с компьютерной проверкой решений, записываемых в произвольной текстовой форме, дело обстоит гораздо хуже, и опыт специалистов разных стран показывает, что научить машину такому анализу гораздо сложнее, чем создать виртуальную лабораторию. 
Возможности компьютера не безграничны, поэтому электронные учебные пособия по некоторым параметрам уступают бумажным. Одно из явных, так сказать, бросающихся в глаза преимуществ традиционной книги состоит в том, что она удобна в повседневном обращении – ее можно читать в любом месте, носить с собой, и, что немаловажно, она никогда не выйдет из строя в отличие от компьютера. 
Но главный недостаток электронных учебных пособий заключается в том, что по своему содержанию они уступают “бумажным”. Алексей Семенов, который вместе с другими экспертами участвовал в отборе электронных учебных пособий для сельских школ, называет их “лучшими из худших” образцов подобной литературы, имеющейся на современном российском рынке. К сожалению, все, что производилось до сих пор, было рассчитано в основном для “домашнего употребления” и самообразования подростков: тесты, “репетиторы” по различным предметам, справочники и т.д., а серьезные программы, пригодные для обучения на уроках, разрабатываются пока еще в недостаточном количестве и невысокого уровня. И все-таки перспективы создания электронной учебной литературы А.Семенов оценивает оптимистично: по его словам, позитивные тенденции в этой сфере преобладают над негативными. 

Электронные библиотеки

Поучителен в этом плане и опыт Казахстана, где практика применения информационных технологий в школе шире, чем в России. Дело в том, что в Казахстане уже завершается программа компьютеризации общего образования, начатая в 1997 году. К 1 сентября нынешнего года все школы этой страны были компьютеризированы на 100 процентов. Это означает, что даже малокомплектные сельские школы, где обучаются около 40 детей, оснащены не менее чем тремя компьютерами. За четыре года в информатизацию общего образования Казахстана было вложено 154 млн долларов. 700 млн долларов запланировано на информатизацию начального и среднего профессионального образования, которая начнется с января 2002 года.
Для разных уровней образования разработаны 92 электронных учебника, из них 11 – для школы. В этом году открыты первые электронные читальные и лекционные залы.
Тестирующие и мультимедийные программы, тренажеры, информационно-справочные системы, компьютерные игры, видеовставки – вот далеко не полный перечень компонентов, которые включают в себя электронные учебники.
По свидетельству директора Республиканского научно-методического центра информатизации образования, профессора Гуль Нургалиевой, чем богаче технологии, тем выше уровень овладения знаниями. Дети испытывают особый интерес к информационным технологиям – и в этом главный залог успеха. Процесс обучения по электронным учебникам строится очень рационально, благодаря чему дети в три раза быстрее усваивают новый материал.
“Нам удалось доказать, – рассказывает Гуль Кумашевна, – что электронные учебники должны создаваться только на основе дидактических принципов. Мы рассматриваем электронные учебники как открытую развивающуюся методическую систему. Без учителя создавать электронные учебники мы не имеем морального права. Наша задача заключается в том, чтобы собрать весь этот богатый методический опыт и резюмировать его в одном электронном учебнике”.
В Казахстане проводятся тренинговые курсы для заведующих роно, директоров школ, завучей, учителей-предметников. Если на первой стадии у педагогов существует психологический барьер перед компьютером, сами дети помогут им его преодолеть. Главное, как убедились специалисты, – развеять миф о том, что электронный учебник, информационные технологии в ближайшем будущем заменят педагога. 

От новых форм – к новому содержанию

У специалистов из России и стран СНГ нет однозначного ответа на вопрос, стоит ли размещать в памяти компьютера тексты учебников? На первый взгляд эта идея может показаться абсурдной – зачем перекачивать одно и то же содержание из бумажной формы в виртуальную? Ведь смысл электронных учебных пособий не в замещении, а в дополнении традиционных новыми возможностями – будь то виртуальные лаборатории, картинные галереи и т.д., что особенно ценно в условиях российских школ, не избалованных изобилием наглядных пособий и лабораторного оборудования. Более того, сегодня, даже по самым оптимистическим оценкам, на пятерых учеников в России приходится один учебник. 
Именно по этой причине, как считает А.Семенов, есть смысл “разместить в компьютерной памяти несколько учебников, а также всю литературу для самостоятельного чтения, оригинальные произведения классиков науки и т.д. Различные учебники различных авторов или иные источники могут представлять и разные точки зрения по тем или иным вопросам. Учитель может это использовать для формирования способности к критическому мышлению”.
При умелой организации разработка электронных учебных пособий будет содействовать дальнейшему совершенствованию “бумажных”, и наоборот. 
Может быть, в будущем окажется целесообразным создавать учебники сначала на электронных носителях, отрабатывая разные версии, и только потом переносить наиболее интересные из них на бумагу. В свою очередь не исключено, что очень скоро появятся проблемные учебники, литература по развивающему обучению на электронных носителях, открывающих новые возможности для педагогов и учащихся.
Ольга ДАШКОВСКАЯ


Категория: Мои статьи | Добавил: aleksdom (31.01.2009)
Просмотров: 908 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]