Суббота, 18.11.2017, 00:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Помог ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 408
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие творческих способностей на уроках технологии
Развитие творческих способностей на уроках технологии

Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом “делай, как я”. 
Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
“Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами: 
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); 
• ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни); 
• испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине); 
Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. Человек по своей натуре - художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки, жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения, реклама, мебель создаются по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то уродливое вторгнется в нашу жизнь и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями.
В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не хочет жить в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях. 
Поэтому в первую очередь необходимо:
- развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;
- научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
- воспитывать коммуникативные качества личности.
В своей работе я использую упражнения на развитие навыков проектирования. 
Выполнение упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой — получить определенные знания, на¬выки и умения. Их выполне-ние может занимать различное время, что зависит от содержа¬ния упражнения. Иногда дети начинают делать упражнения до начала разработки проекта, чтобы заранее овладеть необходи¬мыми знаниями и навыками, которые им потребуются. Однако наиболее удачной является практика включения упражнений в процесс выполнения проекта.
В каждом упражнении указано, какой характер носит дея¬тельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуют¬ся для его выполнения
Практика свидетельствует, что метод проектов в ряде школ используется уже во 2-4 классах. Поэтому выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей.
1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Проектирование направленно на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находится в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу – записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:
• название проекта
• функцию проекта
• кто будет использовать «продукт» (категория пользователя).
В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т. К. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет «прожит» т. К. не будет понят. 
На самом первом уроке в начале учебного года нужно познакомить учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Наша задача показать насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них. Учащимся предлагается выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев:
• каие функции должно выполнять изделие
• как изделие должно выглядеть
• сведения о размерах
• какие материалы и отделка могут быть использованы
Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей. У каждого человека есть потребности. Они отличаются от желаний. Потребности людей могут быть физическими. Интеллектуальными, эмоциональными и социальными. Для выполнения этого упражнения учащимся предлагается таблица «Потребности» с рисунками. Учащимся предлагается вписать в таблицу названия нескольких изделий, изображенных на картинках. Которые удовлетворяют те или иные потребности человека. Затем нужно записать в таблицу, какие именно потребности людей, по их мнению, удовлетворяются с помощью этих изделий. В конце предлагается учащимся сравнить свои результаты с другими учениками. В качестве дополнительного задания учащихся можно познакомить с иерархией потребностей человека в виде пирамиды американского психолога А. Маслоу. Предложить школьникам рассмотреть перечень изделий и определить, какого уровня потребности они могут удовлетворить.
2. Набор первоначальных идей.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, используются специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- прием “Банк идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. 
- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия. 
- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
3. Проработка одной или нескольких идей. 
Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. В практике можно использовать игры и упражнения для развития творческого воображения “Винегрет”, “Фантастический образ” и т.д.
4. Изготовление изделия.
Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными. 
В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:
- коммуникативным, 
- навык по преобразованию материалов, 
- навык работы с информацией.
Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.
Некоторые технологические операции выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при обработке кармана фартука ученица обрабатывает карман не своего изделия, а карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности и тем самым повышает самоконтроль своей деятельности. 
5. Испытание и оценка. 
Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия. 
Применяя метод проектов, нужно учитывать следующие моменты:
Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон).
Момент моделирования. Учащийся задает себе вопрос: “А что если?” (Сумочка в форме капусты или шоколадки, ржаная мука вместо пшеничной)
Для закрепления ЗУН создаются мини-проекты. (Кулинария – приготовление завтрака)
С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.
Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся.

Таблица 1 
Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Формы и методы
Поисковый этап 
Постановка цели Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы Уточняют информацию 
Обсуждают задание Мотивирует учащегося 
Объясняет цели проекта
Наблюдает • проблемная беседа 
• рассказ 
• консультация 
• сам. работа 
Анализ и обработка информации Анализ проблемы 
Определение источников информации
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
Распределение ролей в команде Формируют задачи 
Уточняют информацию (источники)
Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе) 
Наблюдает • экскурсия 
Конструкторский этап 
Планирование Сбор и уточнение информации 
Выбор оптимального варианта
Уточнение планов деятельности Работают с информацией 
Проводят синтез и анализ идей
Выполняют исследование Наблюдает 
Консультирует
Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения Беседа 
Дискуссия
Дизайн- анализ
Ролевая игра
Сам. работа
Технологический этап Выполнение Выполнение запланированных технологических операций 
Текущий контроль качества
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию Выполняют исследование и работают над проектом 
Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности
Проводят контроль качества обработки изделия
Оформляют проект Наблюдает 
Советует (по просьбе)
Обеспечивает материальную базу
Косвенно руководит деятельностью учащихся
Организует и координирует процесс изготовления
Знакомит с новыми приемами обработки материалов Беседа 
Показ
Упражнение
Сам. работа
Практическая работа
(заполнение технологической карты)
Заключительный этап 
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого 
Анализ достижения поставленной цели Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования 
Готовят документацию к защите Оказывает помощь 
Организует защиту и обсуждение проектов • беседа 
• дискуссия 
• консультация 
• деловая (ролевая игра) 
Защита Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов 
Оценка Защищают проект 
Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта 
Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом • имитационно-деятельностная игра 

Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта. 
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. 
Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста, семьянина, гражданина. 

Список используемой литературы.

1. Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 
2. Каневец О.Ф. Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7 классов.- Саратов: Лицей,2002. 
3. Касьянов В. П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.- О.: 2004. 
4. Крапивина Н. В. Технология 7кл.- Саратов: Лицей, 2005. 
5. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно- деятельностные технологии обучения: Учебно - методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004. 
6. Межуева Ю.В. Технология 5,6 кл.- Саратов: Лицей, 2006. 
7. Найденская Н. Г., Новокщенова Е. В., Трубецкова И. А. Человек. Образ. Стиль.- М.: Издательство “Познавательная книга плюс”,2002. 
8. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2003. 
9. Сасова И. А. Тетрадь творческих работ по технологии- М.: Вентана - Граф, 2003. 
10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – м.: АРКТИ, 2005. 
11. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П. С. , Синица Н. В. Технология 8 кл.-М.: Вентана - Граф,1997. 
12. Смирнов А. Мир профессий: Человек - художественный образ.- М.: Молодая гвардия, 1989. 
13. Соломатин А. М. Изучение технологии с основами краеведения в 5-9 классах общеобразовательных учреждений г. Омска (вариант 2, девочки).- О.: 2002. 
14. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл.- М.: Вентана- Граф, 2003 


Категория: Мои статьи | Добавил: aleksdom (11.03.2009)
Просмотров: 8713 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]