Понедельник, 18.12.2017, 10:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Помог ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 408
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Материал к уроку » История

Народное образование в 20-30-е годы
После Октябрьской революции последовало несколько декретов Советского правительства и постановлений Наркомпроса, которые изменили структуру образования в советской России. После декрета об отделении церкви от государства, в школах были отстранены от педагогической деятельности все священнослужители. В нашем уезде это было осуществлено в январе-феврале 1918 года. Издание этого закона вызвало неприятие не только среди духовенства, но и среди населения уезда. Многие родители перестали отпускать детей в школу. Священников стали приглашать на дом для преподавания Закона божия. Все это привело к тому, что в 1922 году рядом постановлений Губкома и Укома было запрещено проведение занятий священниками на дому и преподавание Закона божия. Были закрыты все церковно-приходские школы. Вместо городского училища и гимназий были открыты школы двух ступеней. Первая ступень с 5-летним начальным обучением, вторая школа девятилетка.


Все эти мероприятия не способствовали повышению уровня образования. Кроме этих учебных заведений, для повышения уровня политического образования партийных работников в Варнавине была открыта школа политграмоты. Лекторами школы стали санитарный врач Ефимов Александр Александрович и учитель Тумаков Павел Галактионович. Последний значительное внимание уделял антирелигиозному воспитанию. В программу школы входили следующие дисциплины: социалистическая революция, формы хозяйства Советской России, сущность капитализма, классовая борьба, интернационал и т. д.
Кроме партийной в Варнавине была создана школа батраков и бедняков, позднее преобразованная в школу крестьянской молодежи (ШКМ). Вначале ее возглавил Бровкин Василий Кириллович, а затем Смирнов Васи-лий Николаевич. Программа этой школы приспосабливалась к сельскохозяйственному труду и готовила кадры колхозных работников. Эта школа находилась в здании бывшей напольной школы на ул. Продотрядников. Директором школы П-ступени в 20-е годы был Егоров Михаил Иванович, а заведующим УОНО-РОНО Тетерин.
Средств на народное образование Укому в 20-е годы постоянно не хватало. Значительная часть педагогов не имела квартир, плохо обеспечивалась дровами, не хватало учебных пособий тетрадей (писали на газетах), канцелярских товаров. Варнавинский Уком выступил с обращением к уездному учительству, в котором говорилось о трудном положении учителей, о нехватке финансовых средств на народное образование. Учителей призывали к стойкости и терпению, обещая исправить положение в ближайшем будущем. Изменения ситуации к лучшему не видно до настоящего времени. Перед учителям были поставлены три основные задачи:  
-развитие политического самосознания крестьянства;
-поднятие местного промышленного и сельскохозяйственного производства;
-распространение общей грамотности.
Во всех школах вводилось празднование пролетарских праздников. В то же время в работе школы были выявлены "недостатки". Они заключались в отсутствии классовой линии, мелкобуржуазных настроениях, отсутствии анти¬религиозного воспитания, не воспитывался будущий коммунист-борец. Все эти "недостатки" были связаны с привлечением в школу старых кадров и практически полным отсутствием новых. В школе II-ступени работали бывший инспектор городского училища Кулагин В. И., учителя гимназии Тумаков П. И., Ильинская А. И, Егоров М. И. и др. Учителями становились сразу после окончания начальной школы, поэтому уровень преподавания по уезду был довольно низкий.
  Наверное, в связи с необходимостью партийного руководства школой в конце 20-х школы 1-й и II-и ступени возглавили выпускники института красной профессуры Гранатов и Смирнов. Последний так и не смог наладить контакт с учениками, результатом чего стали разбитые окна в его доме. Постепенно школа становится политизированным учреждением. Учащихся стали привлекать в различные политические кампании. В 20-е годы это была различная антирелигиозная деятельность: антирелигиозные вечера, проведение в религиозные праздники различных шествий и демонстраций, оскорбляющих чувства верующих, участие и активная деятельность в обществе "Безбожник". В конце 20-х школа активно включается в осуждение "правого уклона" в партии и борьбу с кулачеством. Появление Павлика Морозова - явление не слу-чайное, а закономерное, которое являлось следствием школьного воспитания. В конце 30-х осуждение троцкистско - бухаринских вредителей и "врагов народа" становится в школе обыденным явлением.
Расходы на народное образование в Варнавине в 1927/28 гг. составили 26,25 руб в год на одного учащегося, что в 1,5 раза меньше, чем в России в 1913 году. Положение не изменилось к лучшему и в 30-е годы. Хотя РИК и принимал постановления о ликвидации задолженности по продовольственному снабжению и зарплате ра-ботников просвещения, но оно так и не было выполнено. Об этом свидетельствует бегство учителей из Меньшиковской, Кайской и Собакинской школ.

В начале 30-х в Варнавине открывается лесохимический техникум, директором которого стал Авдеев Федор Алексеевич, Он находился в здании, где сейчас расположена вспомогательная школа. Позднее он переезжает в Пищаль.
Значительное внимание в эти годы уделяется внедрению в школах социалистического соревнования, стахановского метода и распространению подписки на государственные займы. Начиная с 1935 года в стране раскручивается маховик репрессий. Школа не могла остаться от этого в стороне. Проводятся закрытые комсомольские собрания, на которых членам ВЛКСМ дается задание следить за каким-нибудь человеком, докладывать о своих товарищах. Затронули репрессии и учителей. В августе 1937 года был арестован преподаватель лесохимического техникума Тумаков П. Г. По этому делу не раз вызывались преподаватель Пучков С. С. и инженер Косарев И. Д., а их фамилии фигури¬ровали в деле №16241. И спасло их только то, что Косарева Екатерина Ивановна и Пучкова Ольга Александровна проводили занятия с милиционерами. Тумаков П. Г. умер в 1939 году в тюрьме. В свое время он закончил Ленин¬градскую лесную академию, почти все выпускники которой были репрессированы. Это, наверное, и послужило основной причиной ареста. В 1937 году никто не мог быть спокоен за судьбу, и люди не выдерживали, срывались. Сохранился прото¬кол № 21 бюро райкома от 16.09.37, где заведующему РОНО Тетерину объявили выго¬вор за пьянство и не выход на работу. Его фамилия также фигурировала в деле, и его могли в любой момент взять. Пострадало и значительное количество преподавателей пединститута. Все это не способствовало нормальной работе школы. Об этом говорят итоги работы школы за 1-е полугодие 1937 года. Отсев учащихся по 1 - 4 классам - до 45 %, по 5 - 7 классам - до 66 %. Успеваемость: по начальным школам - 81,5%, по неполным средним - 65,6%, по средним - 69,9%.
С учителей при аттестации требовались не столько знания по педагогике, сколько "Краткого курса истории ВКПб". Значи тельной фальсификации подвергались история и другие гуманитарные науки. В течение 1937 года учителям не раз приходилось вымарывать из учебников очередных "врагов народа" Каменева, Бухарина, Тухачевского, Блюхера и др. Естественно, это отражалось на учебно-воспитательном процессе учащихся. Несмотря на все трудности, учителя продолжали свою работу. В1938 году в Варнавинской школе состоялся 1-й выпуск десятиклассников. Даже в это тяжелое время некоторые родители пытались привить своим детям черты духовности путем чтения религиозных книг. В протоколе №3 Варнавинекого РИКа за 1937 г. говорится об организации чтения Евангелия "врагами народа" в Звернихинском и Горкинском с/советах.
Школа, являясь зеркальным отражением той эпохи, несмотря на излишнюю политизированность, сумела сохранить свои лучшие черты. Но воспитание в антирелигиозном духе явно не способствовало повышению духовного потенциала личности, и плоды этого воспитания мы пожинаем в настоящее время.
Сейчас учителя в который раз оказались в тяжелом положении. Хочется пожелать им терпения, а государству обратить внимание на российское учительство, потому что педагоги являются генераторами человеческих душ, воспитателями подрастающего поколения - нашего будущего. А от того, каким оно будет, зависит судьба России.

Автор: учитель первой категорииВосходовской вечерней (сменной) общеобразовательной школы при исправительном учреждении

Авдеев Евгений Владимирович

статья опубликована: "Новый путь" №69 от 22.10.1996

Другие статьи данного автора:

Спускался план на количество репрессированных

Варнавин в 20-е годы

Судьба родного края


Категория: История | Добавил: Авдеев (05.02.2009) | Автор: Авдеев Евгений Владимирович
Просмотров: 2962 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]