Четверг, 14.12.2017, 05:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе?
Всего ответов: 1273
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Материал к уроку » Физика

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ?

Решить учебную задачу по физике — это значит найти такую последовательность общих положений физики  (законов, формул, определений, правил), использование которых позволяет получить то, что требуется в задаче, — ее ответ.

Для решения задачи необходима определенная система знаний и умений, причем знаний не только тех разделов курса физики, к которым относится данная конкретная задача, но и знаний по физике, математике и другим предметам, полученным  ранее в школе. Наконец, требуются знания о четырех названных выше общих этапах решения задач, об особенностях и роли каждого из этих этапов.

                Процесс решения физической задачи складывается из последовательности следующих действий:

— изучение условий и требований задачи;

— запись условий в буквенных выражениях;

— перевод единиц физических величин в систему СИ;

— графическое изображение процесса, описанного в задаче;

— поиск пути решения;

— составление плана решения;

— осуществление решения;

— запись искомых величин в виде формул и вычисление их значений с

     требуемой точностью;

— проверка правильности решения, в том числе по размерности;

— оценка полученных результатов по «здравому смыслу»;

— анализ процесса решения задачи и отбор информации, полезной для

    дальнейшей деятельности.

                  В школьных задачниках по физике приводятся задачи двух видов: на усвоение учебного материала и активное использование изученного материала.

                Задачи на усвоение учебного материала — это стандартные (тренировочные) задачи. Основная их учебная функция - перевод знаний, усвоенных на уровне воспроизведения, на уровень знаний-умений.. Это – простые, «одношаговые» задачи. Для их решения достаточно вспомнить формулу и дать ответ. Обучение, построенное преимущественно на задачах этого типа, приводит в  результате к потере интереса учащихся к предмету.

                Настоящие физические задачи в большинстве своем являются «неалгоритмическими», «многошаговыми», творческими. Такие задачи обладают, на первый взгляд, несовместимыми свойствами: нужно, чтобы ученик смог её решить, не зная, как ее надо решать, а учитель мог бы научить её решать, не показывая, как решать. Решение задачи на активное использование изученного материала —  нестандартных (проблемных, поисковых, творческих)  задач, вызывает затруднения иногда даже у наиболее подготовленных школьников. И это понятно: самостоятельный поиск способа решения задачи — дело непростое. Он требует от человека не только глубоких знаний, но и проявления находчивости, целеустремленности и большого напряжения умственных способностей. Только на нестандартных задачах реализуется в полной мере развивающая функция обучения физике. Только при решении нестандартных задач труд школьника можно сравнить с трудом исследователя.

                Для того, чтобы у школьника выработалась привычка все приемы по решению задач выполнять правильно, полуавтоматически, при решении и стандартных, и нестандартных задач следует сознательно выделять каждый из указанных выше четырех этапов решения.

                «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д Пойа). Но представление о том, что практика - это единственный метод формирования умения решать задачи, ошибочно. Следуя ему, учителя математики, физики и других предметов предлагают учащимся огромное количество задач и затрачивают на их решение большую часть учебного времени. Домашние работы учащихся также в основном состоят из решения задач. Результаты такой учёбы более, чем скромные. Большинство учащихся не овладевают общим подходом к решению задач. Встретившись с задачей незнакомого вида, они теряются и не знают, как к ней подступиться. Вместо бездумного решения большого количества задач полезнее решать  их в несколько раз меньше, но само решение должно содержать глубокое изучение этих задач, сущности их решения, выявление общих методов и приемов, используемых в решении. Можно составить неограниченное число задач, но из имеющегося множества лишь порядка 40-50 задач отражают совокупность видов и типов наиболее часто встречающихся задач.

                Для серьезного овладения любым умением необходимо осознанное желание человека. Целеустремленное желание мобилизует внимание, повышает интерес, создает настроение выполнить любую работу, нужную для овладения этим умением. Желание — важнейшее условие для любой самостоятельной деятельности. Оно любое дело превращает в творческий процесс. А творческий  труд всегда оказывается более легким, более рациональным, ибо он сродни самой природе человека.

                Для того, чтобы овладеть устойчивым умением решать задачи, нужно стараться работать в аудитории и дома самостоятельно. Нельзя научиться решать задачи, только наблюдая за тем, как это делают другие! Ни в коем случае не следует использовать при решении задач многочисленные решебники и прочие «пособия», наводнившие книжный рынок. «Когда задачу решает другой, все ясно, когда решаешь сам, ничего не выходит» (Леонард Эйлер). Процесс обучения в школе должен представлять движение ученика от несамостоятельности к полной самостоятельности. Главная задача школы и учителя – развить у ученика способность самостоятельно добывать знания настолько хорошо, чтобы учитель в определенной мере стал ненужным. Только основательная теоретическая подготовка и правильно организованная самостоятельная работа позволят сознательно решать задачи по физике и целенаправленно формировать у школьников нужные для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности умения.

          Таким образом, на протяжении всех лет обучения сама деятельность по решению задач должна быть объектом постоянного глубокого изучения и предметом усвоения. Особое внимание должно быть обращено на формирование культуры решения задач, привитию осмысленного подхода к поискам и конструированию методов решения, воспитанию в процессе решения дисциплинированного мышления, привитию эстетического взгляда на решение задач, предполагающего оценку решения не только с точки зрения её безупречной логической правильности, но и красоты и изящества

Категория: Физика | Добавил: aleksdom (06.02.2011)
Просмотров: 1816 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]