Вторник, 12.12.2017, 19:03
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Помог ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 408
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Материал к уроку » Физика

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ ЗАДАЧИ?

Ещё раз подчеркнем, что при решении задач по любой дисциплине, включая физику, нужно не только усваивать методы решения отдельных типов задач, но и связанную с их решением деятельность, а также общие приемы, пригодные для решения любых задач. Все эти знания и умения нужны  и для самостоятельного составления и формулировки новых задач.

Увидеть задачу, сформулировать ее и предложить для решения в виде, выявляющем нужные связи, совсем не простое дело.  Верная, грамотная

формулировка содержания очень важна для каждой конкретной задачи.

Четкая формулировка содержания задачи может указать направление поиска ее решения, помочь составлению плана решения. И, наоборот, нечеткая формулировка условия с большим числом несущественных связей может увести в сторону от верного пути решения.

Составление задачи формулировкой условий и требований обычно завершается. Что же нужно делать, чтобы придти к верной и четкой формулировке? Задача — это всегда отражение определенной ситуации, требующей направленного размышления и действия. Для выявления такой ситуации нужно уметь наблюдать явления, устанавливать связи между величинами, характеризующими явления, выделять цель поиска и формулировать ее как конечный результат.

                Анализ ситуации, которую Вы хотите отразить в задаче, должен начинаться с вопросов, позволяющих ознакомиться с данной ситуацией и

осмыслить ее. Эти вопросы очень сходны с теми, которые используются при  обычном анализе условий задачи. Для задачи, которую Вы составляете, нужно уточнить следующее. Какое физическое явление будет рассмотрено в задаче? В каком объекте и при каких условиях данное явление удастся наблюдать в наиболее ярком виде? Какие свойства объекта при этом должны оставаться постоянными? Изменения каких свойств объекта и внешних условий необходимо контролировать для наблюдения явления? Какие величины, характеризующие явление, могут быть заданы и измерены прямо? Какие постоянные нужно использовать для решения задачи? Использование  каких других постоянных величин будет обязательно подразумевать задача? Можно ли характеризовать данное явление через наблюдение и проявление другого явления? Какого именно?

                Цель деятельности при составлении задачи может быть разной. В зависимости от цели нужно по-разному подходить к ее составлению.     Существуют различные способы составления учебных задач. Самый простой из них — это составление задачи, обратной уже решенной, с использованием этого же сюжета и значения физических величин. Нужно только сделать искомую величину известной, а одно из данных задачи — искомым.

                 Другой способ составления задачи — это использование других числовых значений физических величин и сюжета. Фактически  нужно сформулировать новую задачу, опираясь лишь на разобранную. Схема текста известна и Вы должны подобрать новый сюжет и данные.

                Можно сформулировать задачу так, чтобы результатом ее решения было нахождение другой физической величины. Условие задачи дано. Вам нужно найти дополнительную физическую величину, зависящую от данных, приведенных в условии  задачи.

                Можно составить и обобщенную задачу. Обобщенная задача формулируется так, чтобы ее условия и требования направляли процесс решения на построение математической модели, позволяющей описать все возможные частные случаи изменений состояния рассматриваемого объекта. Для составления обобщенной задачи необходимо:

— проанализировать уравнение (математическую модель), выражающее

связь между величинами, характеризующими рассматриваемое явление;

— выделить величины, изменение которых при выбранной математической модели отражается на значении искомой величины;

— установить, исходя из реальных физических условий, возможные частные случаи;

— учесть в обобщенной формулировке весь диапазон изменения условий.

Умение составить и решить обобщенные задачи курса однозначно свидетельствует о том, что учащийся глубоко и всесторонне изучил теоретический материал данного раздела, усвоил, при каких условиях и как протекает явление (процесс), хорошо разобрался  в особенностях физических величин, введенных для количественного описания изученных явлений, вник в суть законов, устанавливающих связь между этими величинами.

                В заключение дадим несколько советов о литературном оформлении

условий и требований задачи, т.е. о форме выражения условий и требований задачи. Задача обычно состоит из двух взаимосвязанных частей: утверждающей — несущей информацию о физических явлениях и процессах, о конкретных условиях их протекания, и требовательно-вопросительной.

                При формулировке утвердительной части как можно более полно и четко описывайте изучаемое явление. Используйте при этом логически законченные, правильно построенные и простые предложения. Такое описание будет способствовать раскрытию внутренних связей между данными и искомыми элементами задачи.

                Требовательно-вопросительная часть задачи должна быть точной и конкретной. Вопрос, по возможности, надо помещать в начале условия задачи, так как с него начинается активная мыслительная деятельность решающего. Старайтесь, чтобы вопрос ставил только одну проблему. Не объединяйте в одно предложение два вопроса. Если оба вопроса нужны, то

сформулируйте каждый из них в отдельности, задайте вопросы последовательно. Вопрос не должен направлять  решающего задачу на неправильные рассуждения. Поэтому, составляя задачу, особое внимание уделяйте выделению искомой величины и формулировке вопроса
Категория: Физика | Добавил: aleksdom (06.02.2011)
Просмотров: 672 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]