Четверг, 14.12.2017, 11:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе?
Всего ответов: 1273
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Материал к уроку » Физика

КАК ВЕСТИ ПОИСК И СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ?

Если с помощью краткой записи и схемы удается полностью восстановить первоначальный текст задачи, то можно считать, что условия и требования задачи поняты правильно. Теперь нужно приступать ко второму этапу решения. Он является самым интересным, самым сложным этапом, т.к. нет единого, универсального метода для его преодоления. Тем не менее, существуют приемы, которые при умелом их использовании заметно облегчают решение многих трудных задач. Разработкой таких приемов занимается эвристика — учение о творческом мышлении человека, учение о тех мыслительных процессах, которые оказываются полезными при  поиске  решения задач. Эвристические приемы люди используют не только при поиске решения учебных задач, но и для принятия решений по производственным и научным вопросам и отыскания выхода из затруднительных ситуаций в жизненных условиях,.

                Вообще говоря, при решении задач по физике и другим учебным дисциплинам школьник пользуется эвристическими (интуитивными) приемами. Только делает это, сам того не подозревая. Если он был бы  знаком с эвристическими процедурами и применял их к решению задач сознательно и целенаправленно, то эффект был бы куда значительнее. Поиску решения нестандартной задачи чаще помогают не доводы логики, а случайно подмеченная аналогия, навеянное примерами предположение (которое в начале вовсе не является логически обоснованным), опыт, интуиция и другие психологические факторы. «Догадка предшествует доказательству» (А. Пуанкаре)

                Любой творческий процесс то сути своей является напряженным исканием ответа на поставленный вопрос, т.е. представляет собой применение эвристической процедуры. «Ключом ко всякой науке, бесспорно, является вопросительный знак; вопросу как? — мы обязаны большею частью великих открытий» (О. Бальзак).     

Путь от понимания постановки задачи до формирования плана решения не всегда оказывается прямым. Главный шаг на пути к решению задачи состоит в том, чтобы выработать  идею плана.                                 

 Здесь нужны умения и навыки целенаправленного поиска, приемов догадки, о которых подробно рассказано в книгах Д. Пойа. Овладеть такими приемами поможет умение составлять систему целенаправленных вопросов. Для примера приведем несколько вопросов.

— Имеется ли между искомой и заданными величинами  прямая

     функциональная связь?

— Имеется ли между искомой и заданными величинами

     косвенная функциональная связь?

— Не решалась ли мною ранее аналогичная задача?

— Можно ли и в данной задаче применять этот же метод решения?

— Можно ли задачу разбить  на несколько более простых задач?

— Можно ли решить задачу в предельных случаях?

— Нельзя ли задачу сформулировать иначе?

— Можно ли придумать более доступную задачу?  Более общую? Более

     частную?

                Такие вопросы, если их глубоко продумать, очень часто помогают правильно направить ход мыслей с самого начала. Они задают верный подход к решению задачи, позволяют выделять существенные моменты, определяют рациональную последовательность действий. Метод задавания вопросов имеет целью развить способности учащегося, а не просто какие-либо технические навыки. Круг вопросов должен быть не столь большим, но вопросы должны повторяться достаточно часто и применяться естественно и в разнообразных ситуациях. В конце концов, они должны быть усвоены учащимися и обратиться в привычную функцию ума.

                Не стоит думать, что приведенные вопросы обладают магической силой и в состоянии помочь всегда.  Если эти вопросы не помогли при решении конкретной задачи, то следует придумать вопросы, более подходящие для ее решения. Только таким образом можно научиться хорошо решать задачи. «Только преодолевая ошибку за ошибкой, вскрывая противоречия, мы получаем все более близкое решение проблемы» (П. Капица). Подход к поиску решения задачи с помощью системы последовательно и целенаправленно поставленных вопросов позволит овладеть сразу двумя важными  качествами: умением решать нестандартные задачи и умением грамотно ставить вопросы.

                Приведем также некоторые вопросы, которые следует повторять на первом, но и на последующих этапах решения задачи каждый раз, когда наступает заминка:

- Что гласит задача?

- Что дано?

- Что нужно найти?

- Нельзя ли иначе сформулировать задачу?

- Нет ли связи данной задачи с какой-либо задачей с известным решением?

- Или с задачей с более простым решением?

                Найти решение задачи — это значит установить  функциональную связь между искомой и заданными физическими величинами. Поиску такой связи может помочь и использование языка теории графов: величины изображают точками или кругами (вершинами), а связи между ними — направленными стрелками (ребра графа). Изображение хода рассуждений при анализе задачи в виде графа способствует составлению плана решения или системы уравнений. Помощь заключается в том, что, проводя рассуждение и фиксируя их, можно придти к решению задачи более целенаправленно, не сбиваясь на беспорядочный перебор формул. Применение графов помогает не только найти способ решения задачи, но и выявить скрытые и недостающие величины, а также глубже понять физическую сущность задачи.

Категория: Физика | Добавил: aleksdom (06.02.2011)
Просмотров: 645 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]