Пятница, 15.12.2017, 01:48
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 532
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » педагогика » кл. руководителю

Методические рекомендации по проведению единого классного часа 1 сентября 2011 года

Дополнительные материалы:

Биография Кузьмы Минина

Феноменальный Кузьм акак представитель феноменального народа  - статья Сергея БАЙМУХАМЕТОВА

презентация

Решением губернатора В.П. Шанцева  2011 год объявлен годом гражданина Кузьмы Минина в Нижегородской области. В 2012 гг. Россия будет отмечать 400-летие освобождения страны от иностранной интервенции и возрождение Российской государственности. Инициатива освобождения Отечества от интервентов в эпоху Смуты, как известно, исходила из Нижнего Новгорода. Патриотический призыв нижегородцев был услышан россиянами и это привело к победе и освобождению России от внешних врагов. У истоков этого освободительного движения стоял выдающийся патриот и  гражданин Кузьма Минин. Но спустя четыре столетия после судьбоносных событий мы все еще очень мало знаем о своем прославленном земляке.  Вокруг его имени до сих пор не утихают споры, о чем свидетельствуют страницы научных и периодических изданий.

Отдавая дань уважения героическому прошлому наших земляков, учитывая огромный вклад Минина в освобождение страны и важное место его имени и подвига в сознании прошлых и нынешнего поколений России и Нижегородчины, Министерство образования Нижегородской области рекомендует проведение 1 сентября 2011 г. в  общеобразовательных учреждениях Нижегородской области единого классного часа  на тему «Кузьма Минин -  великий патриот и гражданин России».

 Основная цель единого классного часа    - привлечь внимание нижегородских учащихся к выдающейся исторической личности и легендарному земляку Кузьме Минину, раскрыть историческое значение его гражданского и нравственного подвига, содействовать формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, гордости за подвиги нижегородцев.

Примеры ратных и гражданских подвигов, совершенных  Кузьмой Мининым  и другими выдающимися  героями Отечества, являются важным средством воспитания, способствует усвоению школьниками нравственных норм и правил, образцов поведения будущих созидателей и защитников нашей Родины.

Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести классный час по указанной тематике с  учетом педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся,  специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

В начальной школе (1-4 классы) базовые ценностные ориентиры в детском сознании формируются и закрепляются через слово, образ, инсценировки, рисунок, игру. Педагогу, организующему классный час по данной теме,  важно создать комфортные условия для эмоционального переживания детей. Главными формами проведения единого классного часа могут стать рассказ, беседа, игра-путешествие «С нижегородским ополчением на освобождение Москвы», очные и заочные экскурсии  с использованием мультимедийных средств. В ходе урока могут быть использованы развивающие тесты, занимательные вопросы, викторины и  конкурсы на лучшего знатока  истории нижегородского ополчения.

   Важным этапом подготовки классного часа является оформление классной  комнаты: подбор тематических наглядных пособий, репродукций картин художников К. Маковского, М.Скотти, М.Пескова, нижегородских живописцев, а также скульпторов И.Мартоса, О.Комова, А.Колобова, А.Кикина и др. Созданию эмоционального настроя поможет использование музыкального фрагмента из финала оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (хор «Славься»). На доске желательно выписать важнейшие исторические даты, события, основные вехи жизни Кузьмы Минина.

В начальной школе большинство учеников впервые  знакомятся с исторической личностью К. Минина. Поэтому классный час педагог может использовать для того, чтобы в своем развернутом выступлении подробно рассказать о  К.Минине,  объяснить, в чем  заключался смысл и значение его гражданского и нравственного подвига, почему этот исторический деятель остался в памяти народной.  Важно при этом донести до сердец младших школьников идею борьбы россиян за свободу Родины, подчеркнуть самоотверженность  и жертвенность наших земляков. Крайне необходимо (в ходе экскурсии или компьютерной презентации) познакомить  школьников с памятными местами Нижегородчины, связанными с историей ополчения 1611-1612 гг.(Нижегородский кремль, площадь Минина и Пожарского, площадь Народного единства с их памятниками и соборами и др.), чтобы они могли увидеть, как сохраняется память о подвиге Минина и Пожарского в сердцах нижегородцев и, возможно, почувствовать свою сопричастность с событиями далекого прошлого, с подвигом Минина и земляков – нижегородцев.

В основной школе (5-9 классы) единый классный час  может в равной мере решать как познавательные, так и воспитательные задачи.   Его цель –систематизировать и закрепить знания учащихся о жизни и деятельности К. Минина – незаурядной личности, великого патриота и гражданина России. Пример бескорыстного служения Отчизне, продемонстрированный нижегородским старостой Мининым, имеет огромный воспитательный потенциал для формирования у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков.

Воспитывающую миссию классный час успешно выполнит при условии, если познавательная информация и форма ее подачи будут интересны  ребятам, а сами они станут активными участниками классного мероприятия. Поэтому при организации и проведении классного часа целесообразно использовать активные педагогические технологии: проблемные вопросы, познавательные задачи, игровые приёмы, практико-ориентированные ситуации и т.п. Формы проведения урока могут быть самые разнообразные:  рассказ, беседа, школьная лекция с опережающими заданиями, урок – презентация с активным использованием мультимедийных материалов, проблемные и тестовые задания, игры, выполняемые как индивидуально, так и в групповом варианте. Эффективной формой классного часа могут стать виртуальные  и реальные экскурсии, интеллектуальные игры, компьютерные презентации учащихся и т.д. Выбор указанных форм определяется поставленными  целями, возрастом учащихся, особенностями класса, возможностями школы. В целях активизации познавательной деятельности учащихся учитель в процессе классного часа обращается к репродукциям картин, картам, схемам и другим наглядным пособиям

В ходе проведения урока учитель максимально использует материалы, связанные с достопримечательностями Нижнего Новгорода: картины художественного музея, репродукции Михайло-Архангельского собора, в котором покоится прах К.Минина, и обелиска Минину и Пожарскому, экспозицию «Подвиг народного единства » в Ивановской башне Нижегородского кремля.

        В старшей школе (10-11 классы) рекомендуется проблемный, дискуссионный, диалоговый характер проведения классного часа. Старшеклассники   настраиваются на более углубленное изучение событий Смутного времени. Центральной фигурой занятия должен стать образ гражданина и патриота Кузьмы Минина, его нравственные качества, самоотверженность, жертвенность, деловые способности, организаторский гений. В содержательном аспекте необходимо показать, что в трагической ситуации Смуты, распада государства в России нашлись здоровые силы народа, организованные земским самоуправлением под духовным водительством  православной церкви и ее представителей (патриарх Гермоген, нижегородский протопоп Савва Евфимьев и др.). Организатор классного часа концентрирует внимание учащихся на трудностях по организации и обеспечению Ополчения, огромной организаторской деятельности Кузьмы Минина  в выборе путей формирования и маршрута Ополчения.

Для проведения классного часа урока в старшей школе могут быть предложены урок-диспут («Пути и альтернативы развития России в эпоху Смуты»), урок-исследование («Откуда родом герой Смуты К.Минин?»); урок-дискуссия («Личность гражданина Минина: споры, дискуссии, версии»), урок-конференция («Герои и антигерои Смутного времени»; «Роль русской православной церкви в защите Отечества в эпоху Смуты»), урок-викторина («Что? Где? Когда?») и др.

Единый классный час о гражданине К.Минине, благодаря умелому руководству педагога, может и  должен подтолкнуть ребят к размышлению о судьбах Отечества, о месте каждого из нас в деле защиты и возрождения Российского государства.

Конкретные материалы для проведения единого классного часа педагоги могут найти на следующих сайтах:

http://to-name.ru/biography/kuzma-minin.htm (материалы  биографии Кузьмы Минина)

http://www.books.agape.ruwww.aina.nnov.ru/index.phtml?page=history&s=minin (материалы о Минине в Балахне, родине народного героя)

http://www.patriotday.ru/day/minin_pozarskiy/moskva.html (материалы о памятных датах, в том числе о победе народного ополчения  под руководством Минина и Пожарского  в 1612 году)

http://festival.1september.ru/articles/588669/ (Минин и Пожарский – патриоты Отечества  - урок Рудзис Галины Ивановнаы, учителя истории)

http://www.encyclopaedia-russia.ru/view_post.php?id=101 (материалы о народном ополчении 1612 года)

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18644/http://aminpro.narod.ru/strana_0032.html

 (материалы о Минине и Пожарском)

http://www.nnov.org (Воззвание Минина), (Минин)- о картине  К. Е. Маковского «Воззвание Минина»; – на этом же сайте вы можете ознакомиться с такими материалами, как  Историческое воззвание Минина, Памятник Минину и Пожарскому, Нижегородское ополчение,   площадь Минина, улица Минина и др.

http://festival.1september.ru/articles/517250/ (сценарий праздника о Дне народного единства)

http://filmtoyou.ru/1612-xroniki-smutnogo-vremeni-2007-smotret-onlajn/ - фильм «1612 год»

http://festival.1september.ru/articles/416648/ (устный журнал о Дне народного единства, в котором представлены материалы о К. Минине, вопросы викторины)

 

 http://a-minin.ru/articles/minin-articles.html

На персональном сайте Андрея Минина собраны материалы о Кузьме Минине (рефераты, список литературы, материалы о памятнике Минину и Пожарскому)

                      Рекомендуемая литература:

1.Источники

Нижний Новгород в XVII веке : Сб. документов и материалов к истории Нижнего Новгорода и его округи / Под ред. члена-корреспондента АН СССР проф. С.И. Архангельского; Сост. Н.И. Привалова. – Горький : Горьковское книжное издательство, 1961

Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях: Хрестоматия. Москва 1992.

Шамшурин В.А. Минин и Пожарский – спасители Отечества // Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский: Сб. Москва: Новатор, 1997.

11.Литература

Гациский А.С. Нижегородский летописец. - Нижний Новгород: Книги, 2001.

День освобождения Москвы  силами народного ополчения под руководством  Кузьмы Мина и Дмитрия  Пожарского от  польских интервентов // Э.С. Иткин Дни воинской славы России. Книга 1: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: НГЦ, 2007.

Илевский А.В. Воззвание Минина. – Горький, 1964.

Карпенко В.Ф. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 1611 – 1612 / – Вып. 3. – Н.Новгород: БИКАР 2004.

Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. Т.3. М.,Мысль, 1988.

Костылев В.И. Кузьма Минин: исторический роман. Горький: ВВКИ,1986.

Костомаров Н.И.Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрании царя Михаила // Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский: Сб. - М.:Новатор, 1997.

Макарихин В.П. День памяти гражданина Минина. Нижний Новгород: НИЭР, 1999.

Нижний Новгород: 785 вопросов и ответов: путеводитель: справочное информ.темат.издание/ [авт.Т.П.Виноградова и др.]. -4-е изд., перераб. - Н.Новгород: Кварц,2008.

Мининские чтения: материалы научных конференций (сб. статей): (Нижний Новгород: ННГУ, 1992, 2001, 2002, 2003, 2006, 2008,2010.

Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. ННГУ им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195.

Пудалов Б.М. Хроника действий ополчения под руководством К. Минина и Д.М. Пожарского (1611–1612) / Б.М. Пудалов // Педагогическое образование. – 2005. – № 4. – С. 213–220.

Пудалов Б.М. Нижегородское Поволжье в 1608–1612 гг. и действия ополчения под руководством К.Минина и Д.М. Пожарского / Б.М. Пудалов // Нижегородская старина. Краеведческо-историческое издание. Вып. 19–20. – 2009. – С. 20–37.

Рябов А.Н.Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия: памятники героям Нижегородского ополчения. – Саранск ; Н.Новгород: ( Респ. тип. «Красный Октябрь»), 2005.

Скатов С.  О родовых корнях народного героя // Нижегородская правда, 2011, 26 марта, 2 апреля.

Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка,1995.

Соколов А.Н. Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород, 2007.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В двадцати девяти томах. В 15 книгах. Кн. 1V/ М. : Мысль, 2005.

Храмцовский Н.И. История и описание Нижнего Новгорода. Нижний Новгород: Книги, 1998.

Филатов Н.Ф. Подвиг во имя России. Кузьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1996.

Шамшурин В.А. Жребий Кузьмы Минина. Исторический роман . Нижний Новгород: Книги, 1996.

– Нижегородский подвиг. Книги о Нижегородском народном ополчении 1611–1613 годов из собрания  НГОУНБ. Каталог книжной выставки. 2-е дополненное издание / www.nounb.sci-nnov.ru

 

 

         Составители: Романовский В.К., Гречухин Г.Б., Иткин Э.С

 

Категория: кл. руководителю | Добавил: aleksdom (29.08.2011)
Просмотров: 6021 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]