Суббота, 18.11.2017, 00:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 532
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » педагогика » кл. руководителю

Система профилактики употребления психоактивных веществ

Текущая ситуация с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) подростками и молодежью характеризуется сочетанием нескольких тенденций, требующих от образования и здравоохранения интеграции систем профилактики.

С конца 80-х и в течение 90-х годов отмечался катастрофический, в десятки раз, рост заболеваемости наркоманией и токсикоманией среди несовершеннолетних. В следующее десятилетие (в течение 2000-х годов), наоборот, число зарегистрированных наркоманов и токсикоманов среди несовершеннолетних непрерывно уменьшалось.

К настоящему времени основная наркологическая заболеваемость сместилась на взрослый возраст (20-30 лет).

В противоположность этой позитивной тенденции, в поколении детей, родившихся в 80-х годах и позже, нарастает число различных психосоциальных и психофизиологических факторов риска; в результате число детей и подростков «группы риска» в настоящее время достигает 55%-60% от общего числа учащихся.

Одним из основных механизмов возникновения детей «группы риска» является снижение способности семьи противостоять наркологической угрозе в связи с высокой распространенностью дисфункциональных семей: неполные семьи – до 32%; разводы до 50-60% от общего числа браков; низкая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, а число абортов в 1,5 раза превышает число рождающихся; число больных алкоголизмом отцов достигает 35-40%; эмоциональные невротические и депрессивные расстройства отмечаются у 50% матерей.

Соответственно, среди несовершеннолетних и в молодежной среде сохраняются потенциальные предпосылки к возобновлению роста распространенности наркологических заболеваний.

Система образования и здравоохранения отвечает на эти вызовы разработкой системной профилактики в образовательной среде, интегрирующей педагогические, психологические и медицинские (психотерапевтические и другие) подходы (Г.Н.Тростанецкая, Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш с соавт., 2000; Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, 2009; Е.Л. Родионова, А.Л. Нелидов, 2004; О.В. Зыков с соавт., 2010)

В профилактических системах в образовании выделяют пять основных объектов: учащиеся как развивающиеся личности, классы как социальные группы, родительские семьи учащихся, специалисты образовательного учреждения и ближайший социум или микрорайон, окружающий учреждение.

В отношении каждого из этих объектов профилактики с медико-социально-психологических позиций «норма-патология» их развития выделают три уровня воздействия.

 

Первичная профилактика. Охватывает всех учащихся детей, их родительские семьи, но в первую очередь – здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска и лица из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Ее цель – обеспечить нормативное развитие личности детей, формировать просоциальные нравственные установки, а в их рамках – установки на здоровый образ жизни. Используются методы социальной и психолого-педагогической моделей профилактики. Дополнительным эффектом первичной профилактики является создание необходимой среды поддержки психокоррекционной работы с детьми «группы риска».

Типология детей/подростков «группы риска» в настоящее время только ещё разрабатывается, в связи с этим укажем основные факторы риска и кризисы развития, выделяемые в современной литературе по профилактике.

Вторичная профилактика. Система социальных, психологических, медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни. В результате употребления ПАВ у этих детей на определенном этапе онтогенеза не решаются задачи возрастного развития личности, а, следовательно, очередные возрастные кризисы развития начинают протекать патологически, особенно – при переходах от одного этапа онтогенеза на другой. Уже на следующем этапе развития у таких подростков возникает девиантное поведение и употребление психоактивных веществ.

Категория: кл. руководителю | Добавил: aleksdom (13.05.2012)
Просмотров: 1715 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]