Четверг, 14.12.2017, 07:33
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 292
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » педагогика » кл. руководителю

Структура поступка
Структура поступка такова: потребности, побуждения, ориентации, нормативность, цели, средства, действия, результат, ценность. Выделенные элементы структуры являются этапами совершения поступка.
Потребности — начало поступка, побудители активности субъекта, направленной на устранение несоответствия заключенного в ситуации общения (например, противоречия между внутренними и внешними условиями поведения). Несмотря на отсутствие единства в понимании потребностей у разных авторов (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, В. С. Мерлин, А. Р. Лурия и др.) положение о потребностях как истоках деятельности (поведения) не вызывает разночтений. И еще на ряд моментов следует обратить внимание. Во-первых, граница, отделяющая человеческие потребности от потребностей животного, проходит на всех без исключения уровня иерархии. Во-вторых, потребность—это отношение, имеющее ценностное содержание. В-третьих, потребности имеют предметную направленность, которой предшествует поисковое поведение. В-четвертых, потребности—это динамичное образование, их развитие происходит на базе удовлетворенных потребностей, что связано с включением личности в различные формы нравственной деятельности и социально оправданного поведения. Сказанное убедительно свидетельствует, что толчком к поступку являются потребности различных уровней, имеющих нравственную ценность.
Побуждения выступают как предпосылки реализации потребностей. При столкновении побуждений выбор ведущего носит императивно-нормативный характер. Побуждения выполняют мобилизующую и ориентирующую функции; они выступают в чувственной форме и несут эмоционально-волевой импульс. На определенной ступени развития обнаруживается взаимосвязь побуждений и мотивов. Осмысление этой связи в современной психологической науке далеко от завершения, но уже сейчас можно с достаточной уверенностью сказать, что мотив выполняет побуждающую функцию, а побуждения всегда мотивированы. Крайне важен вопрос о функциях мотива в выборе поступка, но он так же еще ждет своего рассмотрения. Нравственная мотивация стимулирует побуждения на базе моральных ценностей, которые всегда включают в себя оценку ситуации, т. е. имеют ценностный аспект.
Нормативная нравственность регулирует поступки людей по мере осознания ее компонентов каждым индивидом в отдельности. Поступки совершенные под воздействием аморальных мотивов (ситуативные акты, проступки) подлежат коррекции со стороны нормативной нравственности. Причем сила наказания если и может служить превентивной (предупредительной) мерой, то в качестве нормативных санкций, которых индивид опасается. В случае обманчивого ощущения правовой и нравственной безнаказанности своих действий, субъект, у которого отсутствует устойчивая нравственная мотивация, способен совершить аморальный акт. Иначе говоря, преодолению ненормативных действий способствует развитие нравственной мотивации, которое происходит в отдельных случаях через преодоление неустойчивости (ситуативности).
Ориентации (ценностные). Один из важнейших структурных элементов поступка. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, которая выражается в определенной направленности потребностей и интересов. Устойчивая ценностная ориентация обусловливает такие качества личности, как цельность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей. Вместе с тем неустойчивость ценностной ориентации, ее противоречивость порождает непоследовательность в поведении, а неразвитость ценностной ориентации является признаком доминирования во внутренней структуре личности внешних стимулов, непосредственного воздействия объекта стремления на носителя потребности. Основными задачами ориентации выступают: анализ проблемной ситуации, установление соотношения между элементами ситуации, построение плана действий, а так же его контроль и коррекция. Нельзя обойти вниманием тот факт, что в социальной психологии интенсивно исследуется феномен ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), который является показателем групповой сплоченности (А. И. Донцов, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.). Применительно к учету влияния группы на характер поступка отметим, что ЦОЕ —это, во-первых, совпадение оценок: а) по отношению к значимым для группы объектам; б) в подходе к совместно значимой деятельности и поведению; во-вторых, позитивное отношение членов группы к общественно значимым целям и ценностям.
Нормативность. Выделим следующие особенности функционирования норм. Во-первых, иерархизированная (соподчиненная) структура норм обеспечивает их взаимодействие на разных уровнях (социальном, коллективном, групповом, индивидуальном). Во-вторых, императивность норм определяет характер поступка личности. В-третьих, действенность норм обусловлена их соответствием принятым в обществе ценностям и идеалам, по отношению к которым нормы выполняют инструментальную функцию.
Цель отражает объективную потребность человека и характеризуется как проект действия, который включает всю совокупность планируемых для ее достижения актов. Цель —это деятельностно-поведенческий элемент мысленно предвосхищающий заданный результат и пути его практической реализации с помощью средств, которые находятся с ней в неразрывном единстве.
Средство должно соответствовать нравственной цели и быть с ней однонаправленной, в противном случае цель девальвируется. Широко известна мысль Гегеля о том, что человек создал ситуацию бесконечного совершенствования процесса взаимодействия субъекта и объекта, поставив между собой и объектом средство. Этот методологический принцип позволил сделать вывод о том, что диалектика целей и средств позволяет бесконечно совершенствовать поступок (моральный выбор). Совершенствуя средства, человек совершенствует нравственность, практику поступка. Поступок является эффективным средством реализации нравственных ценностей, вызывая новые ситуации и изменяя условия, в которых он совершается. Это способствует совершенствованию самого поступка.
Действие является ядром поступка. Понятия действие и поступок не тождественны! На недопустимость смешения этих понятий обращал внимание еще С.Л. Рубинштейн, отмечая, что действие является поступком постольку, поскольку "оно выражает осуществляемое посредством вещей отношение человека к человеку, к другим людям". В современной этике признается плодотворным подход, согласно которому различаются действия как определенные материальные физические, технические и т. д.) операции и действия—поступки. Действие как операция выступает в том случае, когда оно берется безотносительно к его значению для кого-либо. В таком виде действие не подлежит моральной квалификации. Действие предстает как поступок (т. е. акт нравственного поведения), когда оно обладает моральной ценностью субъективных мотивов, значимостью для окружающих, когда оно возбуждает к себе то или иное отношение (С. Ф. Анисимов). Объектом нашего внимания являются прежде всего две разновидности действий: социальные и моральные. Социальные действия анализируемые в рамках психологии личности—это поступки имеющие общественное значение и смысл) в отличии от ассоциальных действий имеющих антиобщественную направленность). Моральные действия —это всегда социальные акты, за которые индивид несет ответственность. Социальный аспект является содержательной характеристикой морального действия, которое предписывается определенными требованиями (нормативная нравственность).
Результат выступает как итог действия, за который совершивший его несет ответственность. Предвидение результата необходимое, но не простое дело. Оно требует, в частности, напряженной мыслительной (анализ возможных последствий) и нравственной (взять на себя ответственность) деятельности, волевых усилий (преодолеть соблазн действовать иначе) и т. д. В поведенческой практике мы становимся свидетелями многочисленных случаев, когда нравственный поступок может иметь негативный результат и вызвать не только моральные, но и правовые санкции.
Ценность (самооценка) завершающий этап поступка. Критерии ценности поступка определяются не только и не столько актуализацией побуждений. Несомненную значимость для субъекта имеют последствия поступка для окружающих, за которые он несет ответственность. Асоциальный акт (аморальное действие) приводит в движение систему социальных норм квалифицирующих поступок де-юре и санкционирующих меры, направленные на нейтрализацию его последствий. Санкций зависят от характера отклонений и определяются нормами. Ожидание санкций оказывает сдерживающее воздействие на субъекта. Вместе с тем далеко не всегда ожидаемые санкции соответствуют реальным. В большинстве случаев несовершеннолетний с отклоняющимся поведением ждет снисходительного отношения и не всегда представляет всю серьезность последствий содеянного для окружающих. Психическое состояние, которое возникает вследствие рассогласования ожидаемого и реального, неоднократно фиксировалось и описывалось исследователями и педагогами практиками; его спектр довольно широк —от растерянности и подавленности до аффективности и агрессивности. Моральные ценности являются формой выражения личностного отношения людей друг к другу, на их основе формируется нормативно-ценностная ориентация. Система ценностей выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, на ее основе развертывается система нормативного контроля. Так содержание моральных ценностей конкретизируется в принципах нормативной нравственности.
Самооценка, вычленяясь как самостоятельный момент завершающий поступок, как бы готовит субъекта к новому поступку. Самооценка приводит в движение весь психологический механизм личности, придавая ему направленность и конкретность. Оценка всегда содержит знание (верное или ложное) и повелительность (императивность). Она одновременно объективна и субъективно пристрастна, в ней сосуществуют познание и императивность, которые выражаются в эмоционально-волевой активности. В случаях отклоняющегося поведения личностная самооценка не следует непосредственно за проступком, что связано, по-видимому, с недостаточно развитой ответственностью за свои действия. В этой связи конкретизируется задача в отношении неустойчивой части учащихся: добиться того, чтобы самооценка имела необходимую самокритичность.
Как видим в анализе поступка представлено его функциональное строение.
Категория: кл. руководителю | Добавил: aleksdom (27.11.2009)
Просмотров: 1557 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]