Среда, 13.12.2017, 20:06
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 532
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Влияние личности учителя на учебно-воспитательный процесс

Весь опыт развития человечества доказывает, что в учебно-воспитательном процессе особое значение имеет личность учителя, по­скольку он влияет на учащегося своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни.

В условиях ИУ этот фактор приобретает еще больший вес прежде всего потому, что круг лиц, участвующих в данном процессе, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и учитель в силу этого находится в центре внимания. Кроме того, учитель оказывает влияние на осужденных, уже «зараженных» какими-то пороками, часто обиженных и раз­очарованных в тех педагогах, с которыми сталкивались раньше.

В создании нравственной атмосферы в классе важное место занимает авторитет учителя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старше­го, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы. Авторитет учителя

складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоци­ональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются прежде всего в повседневной деятельности, об­щении с окружающими. Деятельность учителей ИУ ори­ентирована не только на решение классических задач учебно-воспитательного процесса, но и  на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств.

В ряду важнейших требований к личности учителей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить пе­ред собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению. В конкретной деятельности учителя это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания и обучения осужденных, несмотря на те сложности, которые сопровождают учебно-воспитательный процесс в условиях ИУ.

Учитель, несмотря на все сложности учащихся, не должен дифференцировать конечные цели по отношению к каждому из них в зависимости от степени нравственной испорченности и характера совершенного преступления. Он должен руковод­ствоваться в своей деятельности положением о том, что каждый оступившийся человек может вернуться к честной, нормальной жизни. Учитель должен постоянно стремиться к достижению наивысшей цели своей работы: возвращения всех осужденных к честной жизни в обществе.

Необходимо отметить также, что успех деятельности учителя зависит от степени искренности в желании помочь, от меры уважения учителем человеческой личности осужденного. Поэтому для работы с правонарушителями нуж­на большая чуткость, педагогический такт, наблюдатель­ность, готовность придти на помощь, поддержать в трудную минуту.

Очень важным и ценным качеством для учителя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с осужденными, располагать их к себе, пользоваться их симпатией. Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния.

Деятельность учителя требует постоянного изучения лич­ности учащегося, которое осуществляется в ходе работы, учебы, обыденной жизни. Успешному изучению личности осуж­денного может способствовать наличие таких качеств у учителя как педагогическая внимательность, педагогическая на­блюдательность и любознательность, профессиональная память.

Учителю необходима высокая общая образован­ность, культура, интеллектуальное богатство. Учитель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован. Таково мнение одного из педагогов прошлого — А. Дистервега. «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать, воспиты­вать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, образованным».

Особенности учащихся - осужденных требуют от учителя проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выпол­нения поставленных задач, учитель, вопреки всем трудно­стям и препятствиям, должен обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов. Без этого сила воли и настойчивость выливаются в конечном счете в упрямство и твердолобость, не совместимые с предназначением учите­ля. Сила воли должна найти выражение в проявлении иници­ативы, решительности, смелости в форме оправданного педа­гогического риска и личного поведения в минуты опасности.

Учитель должен проявлять себя как человек, обла­дающий сильным характером, способный преодолевать сопро­тивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах, и конечно же, необходима глубокая вера в возможность исправления.

В учебно-воспитательном процессе важное значение имеет эмоциональ­ный фон деятельности учителя, который способствует тому, что учащиеся предрасположены к учителю, если он жизнерадостен, оптимистичен. И напротив, трудно предпо­ложить это по отношению к учителю, который всегда хмур, всем недоволен, постоянно брюзжит, раздражителен, невыдержан. Не случайно Я. Корчак отмечал: «не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребенка за то, что он есть то, что он есть, каким родился или каким его воспитала жизнь».

Вся деятельность учителя должна носить мажорный тон, основанный на жизнерадостности и глубокой вере в исправление и успех каждого из осужденных, как бы ни был он запущен в педагогическом отношении.

Нельзя не учитывать в процессе работы с осужденными особенностей этой категории лиц, поэтому необходимо соблю­дать должную осторожность и осмотрительность, не терять чувства реальной опасности. Но при этом учителю необ­ходимо уметь найти способы организовать положительные силы учащихся того класса, с которым он работает.

В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неу­дачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требова­ния до конца.

Категория: Мои статьи | Добавил: aleksdom (25.12.2009)
Просмотров: 1567 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]