Вторник, 12.12.2017, 20:55
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 532
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Материал к уроку » Физика

ЗАЧЕМ И КАК НАДО АНАЛИЗИРОВАТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ?

Ученик проанализировал содержание задачи, нашел способ ее решения, тщательно изложил в тетради ход решения, проверил его и имеет достаточное основание считать решение задачи правильным. Тем не менее, работу над решением задачи ещё не завершена. Необходимо еще раз вернуться к решению и провести его детальный анализ. Зачем?

                Во-первых, всегда возможны ошибки. Поэтому дополнительная проверка решения всегда полезна. Во-вторых, если вспомнить цель решения учебных задач, то школьнику еще нужно ответить себе подробно на вопрос: чему полезному и новому я научился в процессе решения данной задачи.       Заключительный этап — анализ решения задачи, необходим для приобретения следующих умений:

— выяснения недостатков решения, нахождения других, возможно, более рациональных способов решения;

— выделения главной идеи решения, существенных его моментов;

— обобщения решения и составление метода решения всех задач данного типа;

— систематизации знаний, полученных в процессе решения задачи.

                К сожалению, школьники обычно не обращают должного внимания на

начальный и заключительный этапы решения задачи.  Забывая о главной цели решения учебных задач, они основное свое внимание уделяют поиску ответа и оформлению решения задачи. Основными недостатками при формировании у учащихся общих умений решения задач являются

- неумение анализировать содержание задачи,

- неумение проникнуть в ее сущность,

- неумение ориентироваться в ситуациях, сформулированных в тексте задачи; - отсутствие анализа собственной деятельности после решения задачи, необходимого для того, чтобы выделить существенное в структуре решения, извлечь информацию для решения других задач.

                Умение учащихся не находится в прямой зависимости от числа решенных задач. Можно  перерешать большое количество отдельных задач, но до тех пор, пока у ученика не будет сформирован общий подход к решению (анализ содержания задачи, поиск и осуществление плана решения, оформление решения и проверка правильности решения и, наконец, обсуждение и анализ проведенного решения) самостоятельно решать задачи он не научится.

                Как выполнять анализ решения задачи?  

Прежде всего, ещё раз изучите найденное  решение. Каждый ли шаг решения задачи должным образом  обоснован?

Подумайте, нельзя ли решить задачу другим методом?  Получить тот же результат другим методом — это лучший способ убедиться в правильности результата.

Встречались ли Вам раньше задачи такого типа? Если да, то опишите в тетради причины затруднений в решении именно данной задачи. Если нет, перечислите в тетради особенности решения этого нового для Вас типа задач. (Не плохо иметь специальную тетрадь для анализа и размышлений, записи методов решения).

Попытайтесь отыскать новый,  более рациональный, более общий, более

изящный способ решения задачи, чем найденный.

Изучите еще раз содержание задачи, способ ее решения и результат. Выявите то полезное, ради чего стоило решать данную задачу. Обратите внимание на те теоретические положения, которые явились ключевыми при отыскании решения задачи.

Исследуйте особые случаи решения данной задачи. Соотнесите результат решения с предельными значениями отдельных  элементов задачи.

Обобщите результаты решения данной задачи. Подумайте, при решении каких задач их можно было бы применить. На основе решенной задачи составьте  более  общую задачу, решите ее и сформулируйте метод решения задач данного типа.
Категория: Физика | Добавил: aleksdom (06.02.2011)
Просмотров: 526 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]