Суббота, 16.12.2017, 00:40
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 292
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Главная » Статьи » Материал к уроку » Физика

ЗАЧЕМ И КАК ПРОВОДИТСЯ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАДАЧИ?

Решение задачи начинается с ознакомления с её содержанием и детального анализа содержания. Такой анализ позволяет представить суть описанного в задаче явления или процесса, найти «стержень» задачи, установить, что в рассматриваемой ситуации следует считать первостепенным, а что второстепенным. Анализ содержания задачи необходим для четкого выделения явно и выявления неявно заданных величин, уточнения условий, в которых протекает процесс, описанный в задаче, и выяснения её требований. Часто условия задачи необходимо предварительно упростить, абстрагироваться от реальных условий. Одни упрощения оговариваются в тексте задачи, другие приходится делать самим решающим. Исключительно важен детальный анализ каждой фразы, каждого слова в словесной формулировке задачи. Как правило, ничто из того, что содержится в словесной формулировке задаче, не бывает приведено без соответствующей цели.

                Все четыре этапа решения задачи тесно связаны между собой. Успех

каждого последующего в большой степени зависит от качества выполнения предыдущих этапов. Анализ содержания задачи неотделим от поиска способа её решения. Они переплетаются. Общие положения физики и частные условия задачи непрерывно соотносятся друг с другом в каждом звене мыслительного процесса. В ходе анализа выявляются новые свойства объекта, отношения между элементами задачи.     «Я читаю условие задачи, смотрю на него, еще раз читаю — до тех пор, пока в голову не приходит решение» (Д. Пойа).               

                Детальный анализ условий и требований задачи нужен и для правильного выбора последовательности действий. Такой анализ помогает сосредоточить все внимание на решаемой задаче и заставляет мысль ученика двигаться только в круге понятий и идей, имеющих прямое или косвенное отношение к ней. Он способствует осознанию величин, фигурирующих в формулировке задачи, выявлению зависимостей между величинами, прямо выраженных в тексте задачи и скрытых в нем.

                Важны две материализованные формы анализа содержания задачи:

- краткая запись условий и требований,

- схематическое изображение (рисунок, чертеж, схема, график) процесса или ситуации, описанных в задаче.

Краткая запись условий и требований воссоздает общую картину, представленную в задаче, помогает удержать в памяти исходные данные и требования, способствует уяснению прямо заданных в тексте зависимостей.

Под краткой формой записи условий и требований задачи понимают запись всех данных в задаче величин через общепринятые буквенные обозначения. При этом числовые значения величин должны обязательно сопровождаться соответствующими единицами. Для различения нескольких значений одной и той же величины следует  снабжать соответствующее ей буквенное обозначение индексами в виде цифр. Одноименные же величины, например, силу трения и силу  упругости — индексами в виде начальных букв слов, обозначающих величину.

                Приведем возможную последовательность данных в краткой записи задачи:

- вопрос, требование задачи.

- указание явления или объекта, о котором идет речь в задаче,

- значения величин, приведенных в тексте задачи,

- значения величин, взятых из таблиц и справочников.

Такая запись акцентирует внимание на отыскание искомой величины, позволяет дописывать все необходимые данные из таблиц и справочников.

Краткую запись условий и требований задачи следует выполнять так, чтобы по ней можно было восстановить всю заданную ситуацию в целом.

                Схематическое изображение содержания задачи выступает не только и не столько в роли наглядного представления конкретного содержания задачи

и описанных в ней зависимостей, сколько в роли модели, помогающей выявлению скрытых зависимостей между величинами.

                Полезно выработать привычку: пока не выполнен глубокий, всесторонний анализ содержания задачи (задачной ситуации), не произведена краткая запись ее условий и требований, не построена, если можно, графическая модель задачной ситуации, не приступать к самому решению задачи. Поспешность в решении задачи вредна!

                Как же  нужно проводить детальный анализ содержания задачи? Исходным звеном любого познавательного процесса, в том числе и анализа содержания учебной задачи, является вопрос. Именно вопрос вызывает первое пробуждение мысли. Вопрос толкает мысль на устранение возникшей неясности. Он предшествует и способствует образованию новых суждений, наводит на новые ассоциации, помогает становлению нового знания. Вопрос — это продуктивная форма мысли, представляющая собой переход от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

                Приведем систему контрольных вопросов:

-  о  каком объекте   идет речь в задаче? (материальная точка, твердое тело, идеальный газ, реальный таз точечный заряд, заряженное тело, электрическое или магнитное поле и т. д.)

-  о   каком явлении  идет речь в задаче?  (движение, нагревание, охлаждение, расширение, сжатие и т. д.)

-  в  каких условиях находится объект?

-   в каких условиях протекает явление (процесс)?

-   какую величину нужно найти?

-   известно ли вам определение искомой величины?

-  размерной или безразмерной является искомая величина?

-  скалярной или векторной является искомая величина?

-  известна ли Вам единица искомой величины?

-  постоянна или переменна искомая величина в процессе, описанном в

     задаче?

- какие величины даны в условии задачи?

- известны ли вам определения заданных величин?

- содержит ли условие задачи величины, заданные в неявном виде?

- значения  каких величин нужно взять из справочных таблиц?

- можно ли явление (процесс), описанное в задаче, изобразить схематически?

Разумеется, этот перечень не охватывает всей совокупности вопросов, необходимых для анализа содержания задачи, и каждый решающий задачу может и должен расширить его дополнительными вопросами.

                Умение правильно ставить вопросы не менее важно, чем нахождение способов получения ответов. «Хорошо поставить вопрос — значит наполовину решить его» (Д. И. Менделеев). Поэтому школьник как можно раньше должен научиться формулировать вопросы. Такое умение, нужное при анализе содержания задачи, в еще большей степени понадобится при поиске способов ее решения.

                Для ученика решить данную задачу – не главная цель. Главное – научиться чему-то связанному с изучением физики, узнать новые факты, освоить новые методы, накопить опыт, научиться мыслить. Для человека, решающего в данную минуту задачу, она должна стать самым важным делом. Все  остальное должно отодвинуться на второй план. Все умения:  писать, чертить, угадывать, вспоминать, считать, сравнивать, противопоставлять, проверять, искать ошибки, удивляться, надеяться -  все силы следует направить на решение этой задачи. Будто всю свою жизнь он учился именно с целью решить сейчас эту задачу. Будто он делает главное дело жизни. Если с помощью учителя ученик сумеет воспитать в себе такое отношение к решению задач, то от каждой новой задачи, освоения новых методов решения, освоения новых разделов курса он будет получать удовольствие, а изучение курса физики станет для него желанным и необходимым делом.
Категория: Физика | Добавил: aleksdom (06.02.2011)
Просмотров: 791 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]